По рельсам истории
В сегодняшней публикации речь пойдет об одной из самых значимых и известных магистралей на территории Беларуси. В историю она вошла как Московско-Брестская железная дорога. В прошлом, 2021 году, торжественно отмечалось 150-летие открытия движения по этой линии. Еще раз вспомним основные вехи ее развития.
…Прежде чем на карте появилась Московско-Брестская железная дорога, был построен участок от Белокаменной до Смоленска. Решение об этом приняли в октябре 1868 года, объявили конкурс на строительство Московско-Смоленской магистрали. Его выиграло частное общество, учредителями которого являлись Рижский торговый дом Александра Шепелера и К°, а также банкирский дом братьев Зульцбах из Франкфурта-на-Майне. Победители обязались в течение трех месяцев после подписания концессии создать акционерное общество Московско-Смоленской железной дороги. Открытие движения планировалось не позднее трех лет со дня утверждения концессии. Также обязывалось снабдить дорогу подвижным составом в количестве 65 паровозов, 180 пассажирских и 975 товарных вагонов.
Строительство началось в апреле 1869 года. Оно велось быстрыми темпами – от Москвы и Смоленска навстречу друг другу. Линию протяженностью 392 версты, а также соединительную ветвь с Николаевской железной дорогой длиной 4,64 версты построили в 1869 – 1870 годах. 9 августа 1870-го от Смоленска до Гжатска прошли первые рабочие поезда. Торжественное открытие состоялось 19 сентября.
Решение о строительстве магистрали Смоленск – Брест было принято 4 марта 1870-го. За три года до этого, в феврале 1867-го, наместник Царства Польского граф Берг ходатайствовал об утверждении главной линии от Смоленска до Бреста с ветвью от местечка Сельце до Пинска. Согласно проекту, линия должна была пройти от города над Бугом через Кобрин, Сельце, Слоним, Минск, Могилев, Горки в обход Смоленска… По мнению министра путей сообщения Российской империи Павла Мельникова, приоритетным должно было стать направление через Бобруйск и Пинск. В начале 1868-го граф Берг вновь поднял вопрос о направлении Смоленско-Брестской железной дороги. Он считал, что Бобруйск не имеет важного стратегического значения. 1 марта 1868 года – новое обсуждение. Мнения в Комитете железных дорог разделились: большинство (8 человек) отдавало предпочтение бобруйскому вектору, пятеро настаивали на торговых преимуществах направления через Минск. Спор разрешила резолюция императора Александра II от 11 марта 1868 года: «Исполнить по мнению меньшинства».
27 декабря того же года была утверждена новая сеть железных дорог, в которую вошла линия от Могилева до Бреста. Но и это решение не стало окончательным. По вновь проведенным изысканиям оказалось, что более выгодно вести железную дорогу от Смоленска к Бресту не через Могилев, а через Оршу, Борисов и Минск. Общество Московско-Смоленской железной дороги обязывалось построить магистраль за три года, снабдив ее подвижным составом со всей эксплуатационной инфраструктурой. Линия должна была пройти от Смоленска через Оршу, Борисов, Минск и Кобрин до Бреста. Длина ее ориентировочно составляла 620 верст. Земляное полотно планировали устроить в один путь, шириной в 2,75 саженя. Подвижной состав – 73 паровоза, 68 пассажирских и багажных вагонов и 800 товарных вагонов и платформ.
По условиям концессии, для участка в 620 верст намеревались приобрести в стране (что способствовало бы развитию ее промышленности) до 1,1 млн. пудов рельсов и 42 тыс. пудов скреплений. Нагрузка на путь от оси паровоза того времени не превышала 12 – 12,5 тонны, а предельная скорость движения – 40 – 45 км/ч. К слову, технические условия составлялись с учетом перспективы, чтобы обеспечить пропуск поездов повышенной скорости и веса. Каменные части мостов и все трубы должны были быть устроены для двух путей, то есть шириной 4,6 сажени (9,8 м). Расстояние между станциями – не более 25 верст (26,7 км), а посередине предписывалось обустроить казарму для рабочих с помещением для телеграфного аппарата.
Строительство дороги спорилось. Вот как писал об этом еженедельник «Минские губернские ведомости» в мае 1870 года: «…несколькими тысячами рабочих открыты работы по постройке Брестско-Смоленской железной дороги. Работы идут весьма успешно, и, если верить словам некоторых компетентных лиц, служащих на железной дороге, Минск в какой-нибудь год с небольшим соединится железным путем со Смоленском».
Начатое в начале мая 1870-го одновременно на всем протяжении трассы строительство имело свои особенности. К примеру, нередко станции возводили не в самих городах, а в некотором отдалении. В то время считалось, что приближение к городу потребовало бы увеличения объема земляных работ и, что немаловажно, затруднило бы развитие станции в дальнейшем. Споры о размещении станции Минск не обошли стороной и центр губернии. Рассматривались разные варианты. Начальник изысканий Александр Шпилев выбрал место в районе корчмы «Добрая мысль». Она находилась в 2,5 версты от городской черты. Жители Минска (в частности, купцы) требовали разместить станцию ближе к городу. Точку в спорах поставила телеграмма министра путей сообщения от 1 августа 1870 года: «Строить Минскую станцию на месте, выбранном подполковником Шпилевым». В воскресенье, 4 сентября (23 августа по старому стилю), была совершена закладка станции Минск.
Открытие участка для постоянной эксплуатации наметили на 28 (16) ноября 1871-го. Вот как писали об этом «Минские губернские ведомости»: «В назначенный день в 11 часов утра открытие совершено в присутствии начальника губернии и приглашенных управляющим дорогою лиц города Минска. После благодарственного молебствия, отслуженного Его Преосвященством, Преосвященнейшим Александром, Епископом Минским и Бобруйским, два пассажирских поезда по окроплении их святою водою отправились одновременно один в Москву, а другой в Брест при громких и радостных приветствиях многочисленных жителей Минска, собравшихся на это знаменательное для города событие».
Роль Московско-Брестской железной дороги в становлении и развитии многих белорусских городов трудно переоценить. К примеру, Минск в те времена был довольно небольшим населенным пунктом. По данным 1860 года, здесь проживало чуть более 27 тыс. человек. А к концу столетия, согласно первой переписи населения Российской империи 1897-го, – почти 91 тысяча. Такой бурный рост – более чем в три раза – в немалой степени был обусловлен строительством железных дорог, для чего активно привлекали рабочую силу. Одновременно с этим развивались производственная и социальная инфраструктуры. Значение города как административного центра все больше возрастало.
…Это было событие, которого с волнением и трепетом ожидали жители Минска, Орши, Борисова, Бреста и многих других населенных пунктов в Беларуси. 28 ноября (16 – по старому стилю) 1871 года открылось движение по участку Смоленск – Брест. Расстояние от берегов Западного Буга до Москвы поезд прямого сообщения преодолевал за 79 часов 30 минут. Московско-Брестская магистраль дала мощный импульс для развития внутреннего рынка. Важно, что благодаря железной дороге экономика Беларуси стала еще теснее связана с экономикой других регионов империи и стран Западной Европы.
В 1912-м в России отмечали 100-летие Отечественной войны 1812 года. Тогда же приняли решение о переименовании Московско-Брестской железной дороги в Александровскую – в честь императора Александра I. Так она называлась десять лет. В августе 1922-го Александровскую и Московско-Балтийскую дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую. В 1936-м из нее выделили Западную железную дорогу с управлением в Смоленске и Белорусскую с управлением в Гомеле. Рассказ об этом – впереди.
А в следующей публикации продолжим рассказ о первых железных дорогах на территории Беларуси.
Подготовил
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ