Декабрь
Пн
09
2024

Мастерство, ставшее традицией

Знаковое событие отметит завтра коллектив локомотивного депо Барановичи: 30 лет назад – 27 февраля 1992 года – на предприятии завершили капитальный ремонт (КР-1) первого электровоза серии ВЛ80C.

Работники локомотивного депо Барановичи около первого капитально отремонтированного электровоза ВЛ80С (1992 г.)

…На ремонтных позициях в цехе по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов в ожидании обновления комфортно расположились три зеленые «эски», а на подъезде выстроили еще несколько локомотивов. Одни записаны на плановое техническое обслуживание, других ожидают текущий и капитальный ремонты. В умелых руках барановичских железнодорожников электровозы серии ВЛ80С с начала 1980-х. С тех пор эти машины производства Новочеркасского электровозостроительного завода доставляют грузы по всей стране, а также в Россию. Счет пройденных каждым локомотивом километров – всего в парке депо их 52 – идет на миллионы. Подбирать к электровозам со знаком качества подход и нужные ключи (в прямом и переносном смыслах) коллективу цеха удавалось всегда. Это подтверждает солидный «трудовой стаж» машин.
– Они очень выносливы и при должном уходе прослужат еще не один десяток лет, – отмечает Игорь Грузинов, который три десятилетия назад и начинал осуществлять ремонт электровозов серии ВЛ80С. Он знает эту технику, как никто лучше.
На родном предприятии Игорь Александрович – человек-легенда. Последние несколько лет он на заслуженном отдыхе, однако частенько заглядывает в депо, с удовольствием делится опытом с молодежью, всегда интересуется успехами коллег и, конечно, своими «подопечными». Для Игоря Грузинова ВЛ80С – не просто электровозы, а особая и знаковая глава профессиональной биографии.
– Первые локомотивы на электрической тяге к нам поступили в 1982-м, – рассказывает собеседник. – Для их ремонта были сформированы – в основном из молодежи – две бригады по 20 человек. В одной из них в качестве мастера оказался и я. По натуре мы все были «тепловозниками» и знать не знали, что за зверь такой – электровоз. Поэтому после набора в группы нас сразу отправили на обучение в Гомельскую дортехшколу. Там мы получили отличные теоретические знания, а затем еще на полтора месяца поехали на практику к коллегам в Вязьму. Но там мы освоили лишь тонкости технического обслуживания. А текущие и капитальные ремонты уже осваивали самостояельно. Постигать новое всегда непросто. Основная сложность заключалась в том, что тогда депо не было подготовлено к обновлению электровозов. Производственный корпус с мастерскими для них построили только в 1984-м. Поэтому изначально локомотивы обслуживали в цехе, расположенном в веерной части предприятия. Но так как электровозы выше тепловозов, нам приходилось снимать токоприемник, чтобы они смогли пройти через ворота. Нюансы также возникли с освещением и оборудованием для демонтажа того или иного агрегата. Не хватало и специального инструмента – какие-то нехитрые приспособления придумывали и изготавливали сами. Разобраться с «начинкой» этих машин нам помог старший мастер Яков Яковлевич Улько. Он специально моделировал неисправности различного оборудования, которые нам предстояло обнаружить. Благодаря этому освоить текущий ремонт новой техники удалось в достаточно короткие сроки. Это подтверждает тот факт, что наша смена была признана лучшей комсомольско-молодежной бригадой в СССР. Мы смогли обеспечить безотказную и безаварийную работу обслуживаемых локомотивов на электрической тяге, выполнили все доведенные плановые показатели.

Игорь Грузинов и Владимир Скоморох

Опыт текущего ремонта позволил барановичским железнодорожникам быстро освоить и капитальный. Изначально электровозы серии ВЛ80С отправляли на восстановление в Киев, Красноярск и Ростов. Однако с развалом СССР и ликвидацией единой сети железнодорожного транспорта возникла необходимость в развитии отечественной инфраструктуры. И 15 января 1992-го в локомотивном депо Барановичи приступили к капитальному ремонту первого локомотива.
– С его проведением, а также необходимыми для этого запчастями нам помогли коллеги из Ростова, – рассказывает Игорь Грузинов. – Обучившись у них, а также методом собственных проб и ошибок, восстановительные работы мы завершили через полтора месяца. При этом наша задача заключалась в том, чтобы разобрать, а затем собрать локомотив. А уже узлы и агрегаты ремонтировали в других цехах. Несмотря на все сложности и нюансы, нам удалось достойно справиться с поставленными задачами.
На счету Игоря Александровича и успешное освоение ремонта электровозов БКГ. В локомотивное депо Барановичи он устроился в 1976-м. Магистраль выбрал по примеру родителей, которые трудились в отделе рабочего снабжения Барановичского отделения. Будучи слесарем, он занимался текущим ремонтом в объемах ТР-2 и ТР-3 тепловозов ТЭ3, М62, 2М62, а также обновлением техники, которая эксплуатировалась вне сети железных дорог. Например, была задействована в освоении целинных земель. Уже через год Игорь Грузинов стал мастером.
С этой должности спустя 38 лет он и ушел на заслуженный отдых. За эти годы этот человек стал специалистом высокого класса, рационализатором, был отмечен знаками «Ганаровы транспартнiк», «Выдатнік Беларускай чыгункі» и не только.
– Я не смог бы добиться каких-либо значимых результатов без помощи и поддержки коллег, с которым бок о бок прошел свой профессиональный путь, – отмечает Игорь Александрович. – Один из них – Владимир Скоморох. Вместе мы осваивали ремонт электровозов серии ВЛ80С, а затем и БКГ. В своем деле он настоящий дока.

Начальник цеха по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов Дмитрий Кебиков

А вот главный конструктор локомотивного депо Барановичи Александр Оксенюк называет Владимира Ивановича слесарем-классиком.
– Раньше он всегда носил в кармане циркуль и блокнот, а в раздевалке хранил книгу про ВЛ80С, – вспоминает Александр Сергеевич. – Владимир Иванович знал ее назубок и использовал эту информацию в работе. Мастерски оперировал ей и в спорных ситуациях, и к нему всегда прислушивались. Решающее слово в непростых вопросах, касающихся устранения неисправностей, частенько остается за Владимиром Ивановичем и сейчас.
В локомотивное депо Барановичи Владимир Скоморох пришел сразу после окончания школы, а именно с 23 августа 1977-го. Поскольку Володе не было еще и 17 лет, его определили учеником в инструментальный цех, а спустя некоторое время парня призвали на службу в армию. Уволившись в запас, он вернулся в депо и получил квалификацию слесаря. Изначально ремонтировал дизель-поезда. А когда в 1982-м набирали группы для обновления первых локомотивов на электрической тяге, попал в бригаду Игоря Александ-ровича.
– Мы все были энтузиасты. Смело брались за любую задачу, работали на совесть, – рассказывает Владимир Иванович. – Не все и всегда получалось с первого раза. Иногда приходилось подбирать и опробовать множество вариантов. Бывало, и ночами работали. При этом никто не заставлял нас это делать. Нам самим было интересно и хотелось как можно быстрее во всем разобраться, найти правильное решение.
Сейчас Владимир Скоморох все также работает с локомотивами ВЛ80С, но уже в качестве слесаря-электрика самого высокого 6-го разряда. Занимается их текущим оздоровлением. О себе почетный железнодорожник, обладатель ордена Трудовой Славы III степени и знака «Выдатнік Беларускай чыгункі», рассказывает не очень охотно. Он привык доказывать высокий профессионализм в первую очередь делом.
– Владимир Иванович – настоящий аксакал. В нашем коллективе он пользуется огромным уважением. За годы работы обучил не один десяток молодых специалистов, – отмечает начальник цеха по техническому обслуживанию и ремонту локомотивов Дмитрий Кебиков. – Отрадно, что у нас есть такие кадры, которые могут поделиться ценным опытом, передать знания. Стоит отметить, что мы, нынешнее поколение, бережно храним все наработки старших коллег, немного дошлифовываем их и обязательно применяем. К примеру, уже успешно освоили капитальный ремонт в объеме КР-2 электровозов ВЛ80С и оздоровили им все локомотивы данной серии. Он выполняется в течение 60 суток, как только пробег техники достигает 2,4 млн. километров. По данному виду ремонта ВЛ80С выходят на второй круг. На этот год в объеме КР-2 запланировано обновление двух локомотивов, а на следующий год – уже 4. Также в 2022-м планируем оздоровить капитальным ремонтом в объеме КР-1 десять электровозов и столько же – текущим ремонтом в объеме ТР-3. В их числе и 603-й. Именно он первым прошел капитальное восстановление 30 лет назад.
Коллектив цеха не только обновляет электровозы серии ВЛ80С, но и продлевает срок их службы и модернизирует, устанавливая новое оборудование и внедряя собственные разработки. Особое внимание на предприятии уделяют эргономике рабочего места локомотивной бригады.
– Кроме того, мы производим различные виды ремонта электровозов ЧС4Т. В этом году будем осваивать новые виды ремонта: капитальный в объеме КР-1 электровоза БКГ1 и средний в объеме СР-2 БКГ2, – рассказывает Дмитрий Кебиков. – Уверен, что обязательно справимся. У нас опытный и сплоченный коллектив, в котором более 300 человек. Все эти люди – профессионалы своего дела и трудятся сообща. А ведь именно благодаря командной и четкой работе, как показывает история, удается достигать значимых результатов, покорять новые высоты.

Яндекс.Метрика