Свою дорогу выбрал верно
«Белорусской железной дороге отдал более полувека, продолжив династию, общий стаж которой на магистрали составляет 180 лет», – говорит Анатолий Кривчик, в прошлом путеец, профсоюзный руководитель, а ныне – председатель совета ветеранов столичного железнодорожного узла и Октябрьского района Минска. Сегодня, 26 февраля, Анатолий Петрович отмечает 80-летие.
В далеком 1955-м он со школьными друзьями пришел на открывшуюся в тот год Детскую железную дорогу. Осваивал здесь азы профессий, а завершил обучение руководителем смены юных железнодорожников. Старательного подростка направили на учебу в брестский отраслевой техникум. По его окончании он пришел в Минскую дистанцию пути. Трудился старшим путевым рабочим, бригадиром, учился профессионализму у дорожных мастеров Михаила Петрашкевича и Бориса Володько.
Мать Анатолия – Ольга Степановна, одобрив твердый выбор сына пойти на магистраль, стала рассказывать ему о его предках. Во время Великой Отечественной войны семья Кривчиков потеряла пятнадцать мужчин – сыновей и зятьев ее отца – Степана Даниловича. В их числе на фронте погиб и отец Анатолия. Сын родился в 1942 году в Краснодаре во время эвакуации.
Анатолий с интересом узнавал о своих родственниках по материнской линии. Прадед Даниил Иванович участвовал в строительстве Либаво-Роменской дороги, был артельным старостой (ныне это бригадир пути) на станции Минск. Дед Степан Данилович 44 года отработал служащим на железной дороге и, судя по тому, что ему был положен персональный служебный вагон, занимал высокую должность. Сама Ольга Степановна до войны трудилась билетным кассиром на станции Минск-Пассажирский. От своих родных Анатолий унаследовал фамилию и лучшие качества: дисциплину, умение добросовестно служить избранному делу, оправдывать доверие людей.
Работая в дистанции пути, молодой специалист все увереннее проявлял себя в деле. Руководство предприятия и отделения дороги направили его на учебу в БИИЖТ. В 1967 году он окончил вуз с отличием, получив специальность «инженер путей сообщения – строитель». Вернувшись в дистанцию, работал дорожным мастером околотка на станции Минск-Товарный. Он планировал выполнение заданий, делился своим опытом с подчиненными. Старший дорожный мастер Евстафий Гришукевич, будущий начальник службы пути Управления дороги, поддерживал начинания руководителя околотка.
Бурное промышленное развитие республики потребовало резкого увеличения перевозок грузов по железной дороге. На Белорусской магистрали в то время активно внедрялась новая техника, осваивались более совершенные технологии.
При службе пути решили создать дорожную лабораторию по научной организации труда и управлению производством. Начальник дороги Гавриил Котяш назначил ее руководителем Анатолия Кривчика. Возглавляемый им коллектив внес предложение по совершенствованию текущего и подъемочного ремонта пути, суть которого заключалась в том, чтобы использовать в «окно» укрупненную механизированную бригаду, то есть целый околоток, с применением щебнеочистительной машины.
Это сократило время на ремонт пути, позволило механизировать трудоемкие процессы и улучшить условия труда. Рекомендованный лабораторией технологический процесс был признан лучшим рационализаторским предложением на дороге и имел общесетевое значение.
Положительную оценку получила и предложенная специалистами диспетчерская система управления дистанцией пути. Она предполагала введение должности диспетчера, то есть сменного помощника руководителя предприятия, к которому должна была поступать оперативная информация о положении дел на всех околотках.
И при необходимости этот специалист должен был принимать конкретные меры там, где возникают трудности. Такую прогрессивную систему распространили на все дистанции пути дороги.
В 1971 году Анатолия Кривчика назначили главным инженером столичной дистанции. При его участии проектировался и выполнялся капитальный ремонт на станции Минск-Пассажирский, другие работы. Главный инженер был удостоен значка «Отличный работник Белорусской железной дороги» и отмечен Почетной грамотой Всесоюзного Совета научно-технических обществ СССР.
С 1978-го и в течение десяти последующих лет Анатолий Кривчик работал секретарем райпрофсожа Минского отделения дороги. Его часто можно было видеть в трудовых коллективах, на отчетно-выборных конференциях профсоюзных организаций. С открытием в Минске Дворца культуры и спорта железнодорожников, переданного в ведение отраслевого профсоюза, начал курировать культурную и спортивную жизнь отделения. Здесь стали проводить конкурсы художественной самодеятельности, слеты спортсменов и туристов. Велась работа и среди пенсионеров. При ДКСЖ появились клуб «Магистраль» и хор ветеранов, в котором поныне поет и сам Анатолий Петрович.
Продолжением его профессиональной деятельности стала активная работа в ветеранском движении. В 1990 году его избрали председателем узлового совета ветеранов, которым он руководит и сейчас, уже находясь на заслуженном отдыхе. Тематические вечера отдыха для ветеранов, проводимые во Дворце в честь праздников и знаменательных дат, стали его постоянной заботой. Кроме того, Анатолий Кривчик воспитывает у молодежи дух патриотизма: встречается с учащимися Минского государственного профессионального лицея транспортного строительства № 5, воспитанниками Детской железной дороги, молодыми специалистами дистанции пути, с которыми делится богатым опытом.
А с 2005 года Анатолий Петрович одновременно возглавляет и райсовет ветеранской организации Октябрьского района столицы. Он также член президиума городской организации ветеранов и Республиканского совета Белорусского общественного объединения ветеранов. Он уже трижды избирался делегатом Всебелорусского народного собрания.
За многолетний добросовестный труд, активную работу в ветеранском движении Анатолий Петрович в 2012 году получил орден Почета. В числе других наград – многочисленные медали, именные часы от начальника дороги, Почетные грамоты от руководства магистрали, отделения Дорпрофсожа и райпрофсожа, Мингорисполкома и Мингорсовета, администрации Октябрьского района столицы, Республиканского совета БООВ и городской ветеранской организации.
Счастлив Анатолий Петрович и в семейной жизни. С супругой Ниной Кузьминичной они идут вместе по жизни уже более 55 лет. Кстати, она окончила БИИЖТ и многие годы проработала техником в Минской дистанции пути, затем инженером-конструктором Дорожного строительно-монтажного треста. Сын Сергей около сорока лет в дистанции трудится ремонтником искусственных сооружений. Старший внук Денис окончил БелГУТ, семь лет проработал в дистанции монтером, затем бригадиром пути. А вот младший внук Валентин полюбил музыку и сегодня занимается в Минском государственном музыкальном колледже имени М. И. Глинки.
Юбиляр видит счастье и в другом. «Я вспоминаю советский фильм «Все остается людям», вышедший на экраны в 1963 году, – говорит Анатолий Петрович. – Его главный герой – академик Федор Дронов, который работал над созданием мощного реактивного двигателя, был депутатом Верховного совета СССР. Для него смыслом жизни было служение своему народу, в большом и малом. Блестяще этот образ воплотил талантливый актер Николай Черкасов. К чему я это? Вот получаю благодарности от ветеранов за организацию для них вечеров отдыха, за то, что работая на разных должностях, кому-то в чем-то помог, пусть даже решил несложный вопрос. Как приятно слышать добрые слова, которые тебе говорят спустя многие годы! Ради этого хочется жить и трудиться».
Станислав САВЧЕНКОВ