Помогают в задании опыт и старание
Собрать кран машиниста на скорость, «реанимировать» электропоезд и ответить на сто вопросов – в Гомеле прошел дорожный конкурс профессионального мастерства. В течение двух дней представители десяти массовых профессий локомотивного хозяйства Белорусской магистрали оспаривали звание лучших в своей номинации.
По словам председателя комиссии, первого заместителя начальника службы локомотивного хозяйства Управления дороги Александра Прихожего, конкурсантов уже можно считать победителями.
– В Дорожном центре по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров дороги собрались те, кто уже доказал на местах свое мастерство и высокий уровень профессионализма, – отметил Александр Владимирович на открытии состязания. – Многие уже не раз принимали участие в таких мероприятиях и занимали призовые места. Поэтому добиться победы будет непросто – вы все сильные соперники. Соберитесь, внимательно читайте вопросы и покажите достойный результат. Кроме того, конкурс является для всех еще и хорошим стимулом. Победители могут рассчитывать на присвоение очередного класса квалификации.
Программа конкурса включала три этапа: компьютерное тестирование, письменные ответы на тематические вопросы и практическое задание. Контрольные испытания, разработанные специалистами службы локомотивного хозяйства, Дорожного центра и локомотивных депо магистрали, охватывали широкий спектр знаний. Вместе с Александ-ром Прихожим уровень профессионального мастерства конкурсантов оценивала компетентная комиссия в составе ведущего инженера службы Дмитрия Кондратенко, преподавателей Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Сергея Цалко, Алексея Бут-Гусаима, Александра Мухи, Сергея Руди и их коллеги из Барановичского подразделения Александра Евлаша. За действиями участников наблюдали также эксперты из числа опытных работников магистрали – машинист-инструктор локомотивного депо Орша Денис Степанов и машинист электропоезда моторвагонного депо Минск Андрей Битус.
В первый день экзамен на профессионализм держали машинисты электровозов и электропоездов, их помощники и машинисты-инструкторы.
…В компьютерном классе – полнейшая тишина. Участники сосредоточены, напряжены, не обращают внимания ни на что, кроме вопросов.
Тестирование проводится с использованием АС «Единая система контроля и проверки знаний работников локомотивных бригад». Тест поделен на два блока по 50 вопросов и рассчитан на час. Ответить правильно на максимальное количество – реальный шанс стать лидером.
– Все задания сложные и требуют большой концентрации внимания, – отмечает один из составителей заданий, машинист-инструктор локомотивного депо Орша Денис Степанов. – Тесты составлены таким образом, чтобы проверить знания не только Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь, Правил технического обслуживания и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, но и оценить практические навыки локомотивных бригад, умение действовать в той либо иной нештатной ситуации. Такая проверка является одновременно еще отличной подготовкой и обучением.
Некоторые вопросы предполагали несколько вариантов ответов, а также требовали ввода точных параметров времени или скорости, поэтому вызвали больше всего трудностей. Еще один теоретический этап – письменные задания – касались безопасности движения поездов, знания терминологии, названий деталей, узлов локомотива и их правильной эксплуатации. Также участникам необходимо было не только объяснить свое решение, но и написать алгоритм действий локомотивной бригады при определенных ситуациях.
Один из лучших результатов показал помощник машиниста электровоза локомотивного депо Гомель Михаил Заворотный. Он ответил правильно на 83% от общего числа компьютерных вопросов и на все задания письменного испытания.
– Лишний раз освежить знания не помешает. Поэтому к конкурсу усердно готовился, перечитал специализированную литературу, просмотрел нормативные документы, инструкции и схемы, перелистал свои конспекты, – поделился впечатлениями участник. – Лично у меня это уже вторая победа. На железной дороге я с 2012 года. В 2018-м заочно окончил БелГУТ. За время работы решать проблемы с неисправным локомотивом доводилось, хоть и нечасто. Наверное, поэтому больше всего переживал за практическое задание. Но с волнением справился и успешно нашел заложенные в тренажере (высоковольтной камере электровоза ВЛ80С) неисправности.
«Реанимировать» локомотив нужно было и машинистам электровоза. С устранением «помех» конкурсанты справлялись по-разному. Кто-то действовал уверенно и четко. Некоторым верное решение давалось трудно. Меньше минуты потребовалось Максиму Говору из Жлобина, чтобы понять причину отказа подъема токоприемника. Быстро железнодорожник обнаружил и две другие, мешающие движению подвижного состава.
– Неисправности были из категории «стандартных». Срабатывал автоматический выключатель и не включался главный, – объясняет Максим. На конкурсе он не новичок. В 2020 году занял четвертое место, а в этот раз праздновал победу. – Я думаю, что нештатные ситуации случались у всех моих коллег. Важно с достоинством выйти из них, не допустить срыва графика движения, обеспечив безопасность пассажиров и сохранность грузов.
А вот для машинистов электропоездов и их помощников практическое задание было интереснее. Им коллективно необходимо было привести в рабочее состояние действующий электропоезд ЭР9, стоящий на путях местного депо, и ответить на вопросы, касающиеся оборудования в шкафах секций вагонов.
Лучше всех с заданием справились минчане – машинист электропоезда Александр Черняк и помощник Сергей Лягович. Несмотря на то, что ребята работают в разных локомотивных бригадах и участвуют в состязании профессионального мастерства впервые, они проявили слаженность действий и компетентный подход к делу. За отведенное время устранили все заложенные неисправности и по результатам трех этапов оба заняли первые места в своих номинациях.
– С одной из «помех» я сталкивался на практике, но она срабатывала по другой причине. Здесь же было сделано искусственно, и это немного сбило с толку, – делится эмоциями Александр Черняк. – Поэтому не доволен итоговым временем, мог справиться и быстрее.
– Программу организаторы задали сложную, но ведь и победителей выбирали из сильнейших, – поддерживает коллегу Сергей Лягович. – Помощником машиниста я работаю уже восьмой год, а в прошлом году получил права на управление электропоездом. Так что, можно сказать, еще раз сдал экзамен: то же волнение, те же напряженные минуты ожидания результата и радость успеха.
Теоретическую подкованность машинистов-инструкторов также оценивали в два этапа: в ходе компьютерного тестирования и с помощью письменных ответов на билеты. Кроме того, им дополнительно предложили решить практическую задачу – рассчитать требуемое фактическое нажатие колодок и вычислить, с какой установленной скоростью должен ехать машинист. Также в качестве практического задания участникам необходимо было на время собрать кран машиниста, определить, какой детали недостает, а какие из них лишние.
С большим отрывом по всем трем конкурсным этапам лидировал машинист-инструктор локомотивного депо Минск Дмит-рий Игнатик.
– То, что в представленном наборе не хватает уравнительного поршня, я увидел сразу. Это один из важнейших элементов крана машиниста. Его неисправность может привести к самопроизвольному отпуску тормозов или самоторможению, – проводит ликбез Дмитрий Владимирович. В нынешнем году он празднует трудовой юбилей – 20 лет на магистрали. А вот в дорожном конкурсе, признается, участвует впервые. – В своих знаниях был уверен, но все-таки не ожидал, что займу первое место. Предложенные задания были интересными, разносторонними, и я не считаю их сверхсложными. В них есть все, что мы должны знать и чем руководствоваться в своей работе. К примеру, кран машиниста предназначен для управления всеми тормозами поезда. Этот прибор машинисты эксплуатируют в каждом рейсе, поэтому не знать его параметры, устройство и не уметь диагностировать неисправности просто непростительно.
Крепкие теоретические знания и умение применять их на практике продемонстрировали во второй конкурсный день машинисты тепловозов и дизель-поездов и их помощники, а также техники по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации.
Лучший результат по компьютерному тестированию у помощника машиниста дизель-поезда локомотивного депо Гомель Дмитрия Янкова. Он набрал 100% на одном из этапов.
Следует отметить, что все участники конкурса находились в равных условиях. Так, для конкурсантов, работающих на разных сериях дизель-поездов, практическое задание было организовано на двух тренажерах – ДДБ и ДР1А. Преподаватель Дорожного центра Сергей Цалко приготовил для участников серьезные испытания.
– Будем смотреть, на что способны лучшие, чтобы потом к их уровню подтягивались остальные. Имитируем те неисправности, которые в основном случаются в ходе эксплуатации, но локомотивные бригады не всегда обращают на них внимание, – отмечает Сергей Михайлович.
Во время практического задания машинистам тепловозов и их помощникам также необходимо было условно привести подвижной состав в движение на учебном тренажере – в аппаратной камере тепловоза 2М62УК.
Пока локомотивные бригады пытались выяснить, почему нет прокачки масла и искали причину отказа запуска двигателя, этажом ниже держали экзамен техники по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. Конкурсный тест не из легких – заставил прокрутить в голове все должностные инструкции, Правила технической эксплуатации, а также устройств систем безопасности и автоведения. У каждой из участниц за плечами многолетний опыт. Свою компетентность они продемонстрировали и во время расшифровки скоростемерных лент и анализа действий машиниста.
Подводя итоги состязания, представители жюри отметили, что претенденты на победу показали высокий уровень знаний и профессиональных навыков. Лучшие результаты продемонстрировали железнодорожники из Гомеля: помощник машиниста тепловоза Дмитрий Усов и помощник машиниста дизель-поезда Дмитрий Янков. Лучшими машинистами в данных номинациях соответственно стали коллеги из Витебска – Василий Цариков и Владимир Гавриленков. Среди техников по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации победителем стала гомельчанка Татьяна Какорина.
– На локомотивные бригады – машинистов и помощников, а также их наставников – машинистов-инструкторов – возложена большая ответственность за обеспечение безопасности движения поездов, за подвижной состав, сохранность грузов и здоровье пассажиров, – подчеркнул первый заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Александр Прихожий. – Конкурсные задания были подобраны не случайным образом.
В них собрано все то, что должны знать локомотивная бригада и машинисты-инструкторы. К сожалению, не все участники успешно справились с заданиями, но были и исключения – разрыв между некоторыми конкурсантами порой был в считанные баллы. Вот это и порадовало больше всего. Значит, на Белорусской магистрали у нас работают настоящие профессионалы своего дела.
Лидия
СЕРГЕЕВА
Фото автора