Сентябрь
Ср
18
2024

Только добрыми словами

Почетный железнодорожник Казимир Шкурский отметил вчера 70-летие. Отдав магистрали 47 лет, он прошел долгий путь от слесаря по ремонту вагонов до начальника ПТО на станции Слуцк.

Родился Казимир Иванович в многодетной семье и был четвертым ребенком из пятерых. Отец Иван Адамович работал бригадиром в колхозе «Рассвет», а мама Мария Казимировна была полеводом. С малых лет всех детей приучали к труду, ответственности, уважительному отношению к старшим и заботе о младших.
В деревне Леньки, что в Слуцком районе, окончил восемь классов и поступил в Аткарское железнодорожное училище, что на Саратовщине, где получил специальность слесаря по ремонту вагонов. Такой выбор сделал по совету старшего брата, ведь до 15 лет парень ни разу не ездил на поезде и мало знал о магистрали. По распределению в 1969 году попал в вагонное депо в Балашове, что там же, в Саратовской области России. Казимир Иванович времени даром не терял, а тщательно осваивал выбранное дело и многому научился. Признается, что именно здесь получил основные профессиональные навыки и опыт. Работал старательно, не ленился, чем заслужил уважение коллег. В какой-то момент поняв, что знаний маловато, молодой человек поступил в вечернюю школу рабочей молодежи и получил аттестат о среднем образовании.
Все два с половиной года работы в вагонном депо Казимир Шкурский отвечал за спортивно-массовую работу. На предприятии были сильные команды по футболу, волейболу, лыжному спорту, которые занимали первые места в рабочих спартакиадах. Кроме всего, Казимир Иванович хорошо играл (и до сих пор играет) в настольный теннис. Интересуется спортом ветеран и сегодня: Дарья Домрачева (биатлон), Арина Соболенко, Александра Соснович, Виктория Азаренко (теннис), Егор Шарангович и Александр Овечкин (хоккей) – для него это не просто имена. Любит смотреть выступления фристайлистов, футбольные матчи с участием мировых звезд, которые сравнивает с красивым спектаклем на поле. «Из белорусов, например, достойные мастера мяча – это Александр Прокопенко, Александр Глеб, Валентин Белькевич», – рассуждает собеседник.
Работа шла, не заставили себя долго ждать и поощрения: премии, благодарности, почетные грамоты. Со временем Казимир Иванович решил вернуться на малую родину. В 1971 году он переехал в Осиповичи и устроился на работу в вагонное депо. Его назначили осмотрщиком вагонов в ПТО станции Слуцк. В новый коллектив влился быстро. Дисциплинированность, старательность, доброжелательность – все это вскоре отметили и коллеги, и руководство. Через два года моего собеседника отправили в гомельский железнодорожный техникум на курсы, где он освоил специальность механика автономных рефрижераторных вагонов. А в 1976 году Казимир Шкурский заочно окончил это учебное заведение, получив диплом техника-электромеханика.
К слову, помимо выполнения своих служебных обязанностей Казимир Иванович был еще и неосвобожденным председателем месткома. Выслушать человека, помочь ему решить в том числе и бытовые проблемы – все это также стало его заботой. А вскоре железнодорожника назначили мастером ПТО на станции Слуцк. Спустя время, в ноябре 1982-го, Казимир Шкурский занял пост начальника пункта технического осмотра. Нарушителей трудовой и производственной дисциплины никогда не жаловал, строго спрашивал за упущения. Правда, всегда скрупулезно разбирался с виновным, вникал во все тонкости, поэтому обиду подчиненные на него не держали. Работали добросовестно, коллектив занимал призовые места – значит, руководитель на своем месте.

Бытует мнение, что руководитель силен коллективом, а коллектив силен руководителем. Казимир Шкурский всего себя отдавал работе. За годы его деятельности в должности начальника ПТО работники 9 раз занимали призовые места в отраслевом соревновании «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». В 2005-м коллектив стал лауреатом премии имени машиниста В. А. Яцкевича. В 2008-м в честь 50-летия ПТО 14 человек были поощрены грамотами Могилевского отделения Белорусской железной дороги. В 2009-м пункт технического осмотра награжден Дипломом I степени «За безопасность движения поездов». Опыт работы ПТО Слуцк по выявлению неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения поездов, был распространен на всю дорогу.

В те годы отмечался стремительный рост перевозок калийных удобрений. Однако исправных крытых вагонов не хватало. Поэтому было принято решение построить на станции Слуцк пункт подготовки вагонов (ППВ) с отдельным путевым развитием. Возвели административно-бытовой корпус, мастерские, операторскую, пункт очистки и промывки вагонов. Специалисты депо произвели монтаж необходимого технологического оборудования.
– Мы столкнулись со многими трудностями, – вспоминает Казимир Иванович. – Каждый второй вагон, который приходил, был непригоден под погрузку – у многих отсутствовали двери, пол, повреждена обшивка. Мы организовали работу круглосуточно: напряженно трудились четыре смены осмотрщиков вагонов и четыре смены ремонтников. Каждые сутки готовили 220 – 230 вагонов под погрузку. Но не забывали и о людях: хозяйственным способом построили дома для многодетных семей – электросварщика Валерия Кунцевича и уборщицы Веры Чернецкис, а также четырехквартирный двухэтажный дом для работников ПТО.
С 1984 года стали массово поступать вагоны с неисправными автотормозами. Возникла необходимость создания специальной ремонтной бригады. Возглавил коллектив из 10 человек опытный специалист Виктор Баталюк. Проблема была значительная, которая к тому же угрожала безопасному движению поездов. Работа пошла хорошо, и этот опыт был замечен: в 1987 году бригаду Виктора Баталюка наградили юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За успешное выполнение соцобязательств по ремонту автотормозов вагонов».
Также Казимир Иванович рассказал, что в начале 2000-х годов появилась проблема с неисправностью колесных пар по износу поверхности катания, что угрожало безопасности движения. В год их менялось 2-2,5 тысячи. Одновременно ломались и пружины (ежесуточно около сотни шли под замену). Эта проблема была решена, когда в Волковысском вагонном депо стали восстанавливать колесные пары для Слуцка. Дело крайне необходимое. Своевременно принятые меры позволили не допустить заклинивания и перекоса вагонов, предотвратить чрезмерный износ деталей тележек.
У самого Казимира Ивановича тоже немало наград, в том числе знаки «Почетный железнодорожник» и «Отличный работник Белорусской железной дороги». В трудовой книжке более 50 поощрений – достойный пример для молодого поколения.
По словам Казимира Ивановича, во многом это заслуга его верной спутницы Зинаиды Васильевны, с которой они вместе идут по жизни вот уже 44 года. Она также железнодорожница – с 33-летним стажем. Трудилась оператором пункта подготовки вагонов (ППВ, а позднее ПТО). Была примером в коллективе и наставником для молодежи. Вместе с мужем делила все трудности, понимала его переживания. «Дом, быт, дети – все было на ее плечах», – признается ветеран. Вырастили сыновей Ивана и Николая, построили красивый, светлый дом, посадили сад. В свободное время, а его сейчас значительно больше, Казимир Шкурский любит побродить по лесу, собирая грибы и ягоды. Интересуется делами и успехами ПТО и всегда рад встрече с бывшими коллегами. Радуют внуки Елизавета, Матвей, София и Никита. Им дедушка увлеченно рассказывает о стальной магистрали и гордится своим вкладом в общее дело развития Белорусской железной дороги.
– Действительно, есть что вспомнить. По работе довелось встречаться со многими интересными людьми, профессионалами своего дела. Благодарен руководству дороги и Могилевского отделения за высокую оценку нашей работы, а также Осиповичскому вагонному депо за создание хороших условий труда и быта. Особая признательность – помощнику начальника депо Леониду Ольшанскому за содействие в вопросах обеспечения безопасности движения. Тесно сотрудничали с «Беларуськалием» и всегда находили понимание. К слову, со временем калийщики стали закупать новые минераловозы вместо крытых вагонов, что значительно облегчило нам работу. Только добрые слова хочу адресовать всем смотровым и ремонтным бригадам за ответственное отношение к делу, выявление и качественный ремонт неисправных вагонов. Большой вклад в общее дело вносили операторы ПТО Слуцк. Желаю всем здоровья и ритмичной работы по обеспечению безопасности движения поездов, – подытоживает Казимир Шкурский. – Мне повезло, что я сделал правильный профессиональный выбор в своей жизни. И перефразируя известную песню из кинофильма «Весна на Заречной улице», я иногда напеваю: «Я не хочу судьбу иную, мне ни на что не променять ту ДЕПОВСКУЮ проходную, что в люди вывела меня».

Георгий АЛЕЙНИКОВ

Яндекс.Метрика