«Что было сделано – не зря!»
Имя почетного железнодорожника, заслуженного работника транспорта Владимира Никановича золотыми буквами вписано в летопись не только локомотивного депо Барановичи, которое он возглавлял почти четверть века, но и всего отделения. Как человек, который всегда умел мыслить нестандартно и находить решение даже самых сложных задач, он внес значимый вклад в освоение капитальных видов ремонта тягового и моторвагонного подвижного состава Белорусской магистрали.
Родом Владимир Константинович из небольшой деревни Гуково Ляховичского района Брестчины. Вырос в семье учителей: отец был историком, мама преподавала биологию и химию. Но их сын предпочел иную стезю. Изначально она вела в военно-морское училище подводного плавания. Однако в итоге юноша выбрал учебное заведение и профессию, больше подходящие его натуре технаря – поступил в БИИЖТ на кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Со временем он только крепче утвердился в правильности своего решения.
– Стать студентом транспортного вуза Беларуси оказалось непросто, – рассказывает Владимир Константинович. – Я поступал в 1966-м. знаете, чем интересен этот год? Двойным выпуском – из 10-х и 11-х классов одновременно, поэтому и конкурс в институт был во столько же раз выше, чем, к примеру, в предыдущем году. Однако сочинение написал на 4 балла, а все остальные экзамены сдал на 5. Грызть гранит науки оказалось интересно. К слову, в одной группе со мной учился и Александр Удодов – в прошлом начальник Гомельского отделения. Запомнилась и практика. Первую – слесарную – проходил на Даугавпилсском локомотиворемонтном заводе. Занимался установкой дизелей, гидропередач и не только. К концу обучения как слесарь по ремонту подвижного состава получил 4-й разряд. Во время поездной практики набирался опыта и знаний в качестве помощника машиниста в локомотивном депо Рига. Успел освоить и военное дело: на четвертом курсе призвали в армию, поэтому следующих два года служил в Москве.
Ко времени окончания БИИЖТа Владимир Константинович успел не только побывать военнослужащим, но и стать семьянином. Поэтому в локомотивное депо Борзя Забайкальской железной дороги молодой специалист Никанович отправился уже вместе с женой Тамарой.
– Свой профессиональный путь я начинал с должности бригадира электроаппаратного цеха, – рассказывает собеседник. – Наше подразделение проводило все виды технического обслуживания и текущего ремонта. Например, для Монгольской железной дороги выполняли ТР-2 тепловозов. Затем стал мастером. после – главным инженером в Борзинской дистанции гражданских сооружений, протяженность которой была почти равна территории Беларуси с севера на юг! Наверное, я смог себя хорошо зарекомендовать, раз начальник отделения именно меня назначил на эту должность и выразил уверенность, что я смогу справиться с поставленными задачами. В особенности с теми, которые касались котельных станций, находящихся в зоне нашего обслуживания. Кроме того, я занимался вопросами охраны труда, исполнял обязанности начальника дистанции во время его отсутствия.
Оправдать оказанное доверие удалось быстро. Он отлично справлялся с обязанностями, повышал уровень квалификации, набираясь опыта и знаний, без труда завоевал уважение коллег. Постепенно налаживался и быт: молодая семья получила квартиру.
– И даже одним из первых нам провели телефон. Правда, по ошибке – перепутали с заместителем начальника отделения, – с улыбкой вспоминает Владимир Никанович. – Ошибка вскоре вскрылась и была исправлена, но я все же успел позвонить родителям. Пока нам не поставили аппарат, писали друг другу письма, а потом приходилось несколько недель ждать весточку.
Владимира Константиновича и его супругу тянуло на родину. Они скучали по дому и уже немолодым родителям, которым становилось все труднее справляться с бытом. В 1979-м они, наконец, вернулись в Беларусь и поселились в Барановичах – городе железнодорожников, который находится недалеко от малой родины как моего собеседника, так и его супруги. На новом месте пришлось начинать все заново. Так, в локомотивном депо Барановичи Владимир Константинович начинал мастером электромашинного цеха, а в 1990-м уже стал начальником предприятия. Причем по результатам выборов – его кандидатуру поддержало большинство работников!
– Это было, безусловно, приятно и очень ценно для меня, – рассказывает собеседник. – Поэтому я старался чутко и внимательно относиться к каждому, не обижать в чем-либо своих подчиненных. И только в вопросах пьянства, воровства и обмана всегда оставался принципиальным. В целом мне удалось наладить хорошие отношения с коллективом, что помогло достигать высоких производственных результатов. Например, мы первыми освоили капитальный ремонт дизель-поездов, а затем электровозов серии ЧС4Т и ВЛ80С, которые до этого отправляли на оздоровление в Россию. При этом стоимость таких работ была намного ниже: экономия составила несколько миллионов долларов.
При Владимире Никановиче депо значительно укрепилось: были введены в эксплуатацию цеха по ремонту электропоездов и дизель-поездов на станции Барановичи-Полесские, а также гаражи, новая котельная, жилой дом на ул. Железнодорожной и не только. Кроме того, разрабатывались проекты реконструкции склада топлива, строительства нового цеха для ремонта электровозов БКГ1 и цеха технического обслуживания электропоездов серии ЭР9. Улучшались и условия труда людей. Старания Владимира Константиновича высоко ценило руководство дороги: он является обладателем знаков «Почетному железнодорожнику» и «Выдатнік Беларускай чыгункі», имеет звание «Заслуженный работник транспорта Республики Беларусь». Но сам ветеран скромно умалчивает о своих заслугах, рассказывает больше про коллег.
– В депо работали и продолжают трудиться замечательные люди, – отмечает собеседник. – Это, например, слесарь-электрик Владимир Скоморох. Лучше него вряд ли кто-то знает, из чего состоит электровоз. Главный конструктор Александр Оксенюк – талантливый изобретатель, который достоин носить почетное звание «Заслуженный рационализатор Республики Беларусь». Только добрым словом могу вспомнить и Казимира Крохмаля (также в прошлом главный инженер депо), мастеров Игоря Грузинова и Валерия Грязнова. С коллективом мне очень повезло.
Локомотивное депо Барановичи Владимир Никанович возглавлял 24 года. Потом еще год преподавал в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Сегодня коллеги говорят о нем, как о требовательном руководителе, отличном организаторе и новаторе, отзывчивом человеке, считают профессионалом с большой буквы. Владимир Константинович внес много актуальных предложений, болел душой за общее дело и коллектив.
Все эти годы его надежной опорой и поддержкой была жена Тамара Сергеевна. По жизни вместе они идут 48 лет, воспитали замечательных сыновей, радуются успехам внуков. У четы свой дом и небольшой участок, который требует постоянного внимания и ухода. В свободное от домашних дел время Владимир Константинович любит читать, узнавать что-то новое. К слову, у ветерана два высших образования: он не только железнодорожник, но и экономист (окончил Белорусский государственный экономический университет). Как и у его родителей – это можно считать семейной традицией. Нравится Владимиру Никановичу и путешествовать, однако сейчас чаще всего «поездки» в разные уголки мира совершает с помощью популярных мобильных приложений и Skype (программа для голосовой и видеосвязи), с помощью которых общается с родными и друзьями. Не забывает дорогу и в родное депо.
– Слежу за развитием предприятия, стараюсь по возможности наведываться к коллегам, – рассказывает Владимир Константинович. – Иду туда с большой радостью. Приятно, что меня помнят, это дорогого стоит. Значит то, что было сделано, – не зря!
Анастасия МЕЛЕХОВА