Каждый знает: дорога объединяет
Общий стаж работы на железной дороге представителей оршанской династии Шебештейн составляет 110 лет. Жизнь трех поколений этой семьи охватывает период работы локомотивного депо Орша имени К. С. Заслонова с середины 40-х годов минувшего века.
Основатель династии Владимир Шебештейн родился в деревне Дубовое Оршанского района. Он прожил 68 лет, из которых 42 посвятил депо. Своей необычной фамилией мужчина был обязан осевшему на Оршанщине в период Первой мировой войны отцу Ласло Шебештейну, воевавшему в составе австро-венгерской армии. В 1918 году он, уроженец венгерского города Дебрецен, решил связать судьбу с белорусской девушкой Дарьей Шмавгонец. В дальнейшем ему довелось работать в местном колхозе кладовщиком, бухгалтером и даже агрономом. Здесь его на восточнославянский манер стали называть Василием, и в счастливом браке с супругой они вырастили семерых детей. В конце своей 80-летней жизни он успел увидеть внуков, среди которых был и Вячеслав – будущий машинист-инструктор локомотивного депо Орша.
Для Вячеслава Владимировича при выборе профессии решающим был пример отца, прошедшего путь от кочегара паровоза в нелегкие послевоенные годы до машиниста тепловоза и дизель-поезда в 60-е – 80-е годы ХХ века. Во второй половине 40-х и в 50-е он трудился на том самом паровозе П36, который в 1984 году был установлен на пьедестал возле вокзала станции Орша-Центральная в память о трудовых подвигах железнодорожников послевоенных лет.
Выпускник Оршанской школы машинистов Владимир Шебештейн относился к тому поколению белорусских локомотивщиков, которые во второй половине 60-х годов пересели с паровоза на тепловоз.
Как вспоминает Вячеслав Владимирович, его детские и подростковые годы прошли под стук колес. Обучаясь в средней школе № 14 Орши, неподалеку от железнодорожных путей, он часто приходил к отцу на работу. А после получения школьного аттестата сразу пришел работать в локомотивное депо слесарем по ремонту гидропередачи. Незабываемой в жизни Вячеслава Шебештейна стала срочная служба на Черноморском флоте в Севастополе в конце 70-х годов минувшего века. Там он был трюмным машинистом на корабле. С тех пор море стало одной из любимых стихий Вячеслава Владимировича. А в город флотской юности он еще не раз приезжал.
– Все танцы на местных площадках начинались с легендарной композиции «Севастопольский вальс», – вспоминает наш герой. – Чарующая атмосфера этого города придавала особый эмоциональный окрас нелегкой армейской службе.
После увольнения в запас Вячеслав вернулся на родину и поступил на курсы помощников машиниста тепловоза при локомотивном депо. В свою первую поездку на грузовом тепловозе ТЭ3 он отправился с опытным машинистом Эдуардом Мельниковым, которого с благодарностью вспоминает и сегодня. Поездки на Минск, Смоленск и Лепель позволили упрочить знания и навыки.
И уже в 1984 – 1985 годах молодой помощник машиниста прошел переподготовку в Гомельской дорожной технической школе, где получил квалификацию машиниста тепловоза и электровоза. В то время Вячеслав Шебештейн уже был студентом-заочником механического факультета Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта, который успешно окончил в 1988-м. За два года до этого его перевели на должность машиниста электровоза в колонну грузового движения под руководством машиниста-инструктора Ростислава Бейтюка. Особенности различных маршрутов, расположения домов отдыха локомотивных бригад в разных городах, схемы локомотивов – все это давно стало для Вячеслава Владимировича неизменной азбукой жизни.
В 1992 году Вячеслав Шебештейн стал машинистом-инструктором. В настоящее время руководит грузопассажирской колонной, где из 35 машинистов 20 имеют первый класс. Локомотивные бригады Шебештейна эксплуатируют электровозы БКГ1, ЧС4Т, ВЛ80С и ЧС8. Своим любимым локомотивом Вячеслав Владимирович считает ЧС4Т, эксплуатируемый на постсоветском пространстве уже около сорока лет. Как считает Вячеслав Шебештейн, по надежности он абсолютно не уступает современной технике: ЭП20 или БКГ1 и БКГ2.
За почти 30 лет работы в должности машиниста-инструктора почетный железнодорожник Вячеслав Шебештейн стал мудрым наставником для множества молодых коллег. Выросшие в крепких профессионалов под его руководством Александр Афанаськов, Сергей Алисиевич, Павел Волоткович и Юрий Луньков уже не один год сами трудятся машинистами-инструкторами.
Продолживший семейные традиции Вячеслав Шебештейн-младший окончил Оршанский техникум железнодорожного транспорта в 2010 году. На момент перехода на работу в локомотивное депо Орша он уже был студентом-заочником Московского института инженеров транспорта. Начав свою карьеру в депо с должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, после получения диплома инженера-механика был назначен сменным мастером участка ТО-3 и ТР-1 дизель-поездов. Ныне в подчинении у мастера электроаппаратного участка депо Вячеслава Шебештейна трудятся 22 человека.
Вячеслав Вячеславович с детства увлекается волейболом. Будучи неоднократным участником дорожных чемпионатов в составе команды Минского отделения, он достойно представляет Оршанский железнодорожный узел. А в 2013 году в составе команды Белорусской магистрали он даже участвовал в международном турнире железнодорожников по волейболу в Бельгии.
Выпускницей Оршанского техникума железнодорожного транспорта и Московского института инженеров транспорта является и дочь Вячеслава Владимировича Зоя Несон. Имея многолетний опыт работы в Оршанской дистанции электроснабжения, ныне она трудится инженером-технологом в отделе главного технолога локомотивного депо Орша. В ее непосредственные обязанности входит документальное сопровождение работы колесно-роликового участка предприятия.
Вячеслав Шебештейн-старший живет недалеко от семей сына и дочери. Поэтому часто встречаются, делятся новостями, в том числе с их родного предприятия. Профессиональных разговоров в домашней обстановке не удается избегать еще и потому, что муж Зои Вячеславовны Сергей Анатольевич также является железнодорожником с большим стажем – он начальник группы тяговых подстанций Оршанской дистанции электроснабжения. Но жизнь этих людей никогда не ограничивается производственными делами.
– Наше кредо – совместные путешествия, – рассказывает Вячеслав Владимирович. – Причем мы предпочитаем не пляжный отдых, а посещения музеев. В разные годы побывали в Москве и Санкт-Петербурге, Калининграде и Севастополе, Будапеште и Вене.
Но при всей любви к дальним дорогам главным местом приложения энергии отца, сына и дочери остается родной город Орша, современные страницы истории которого пишутся и при их участии.
Евгений
ВОЛОСТНЫХ