Дорога в жизни – навсегда
Все разработанные мастером экспериментального цеха Александром Сойкелем рацпредложения в свое время были внедрены в производство. Многими из них и по сей день пользуются специалисты Барановичского вагонного депо. Сегодня талантливый изобретатель празднует 75-летие.
Фамилия Сойкель на предприятии хорошо известна – помимо героя публикации здесь трудились еще три представителя большой семьи: его отец и два младших брата. Родоначальник династии Петр Александрович вырос в Тосненском районе Ленинградской области. После школы работал на местном Ижорском заводе, который специализировался на тяжелом машиностроении, прошел армию, участвовал в советско-финской войне. В годы Великой Отечественной служил в Заполярье, в батальоне аэродромного обслуживания. Заканчивал службу Петр Сойкель в Барановичах, здесь же и остался: встретил вторую половинку, нашел дело по душе. В Барановичском вагонном депо трудился 40 лет, как и братья его жены – Михаил и Иван Лобейко. Получилось также у Петра Александровича создать крепкую и большую семью, в какой вырос и сам: у его родителей было четверо сыновей и три дочери. Сам он стал отцом пятерых мальчишек.
Александр Петрович – самый старший из братьев. Ему не было еще и семи лет, когда отец впервые взял его с собой в вагонное депо.
– Громкий звук работающего оборудования, стук молотков и других инструментов, сияние сварки, необычные краны, огромные вагоны и маленький я – тот поход произвел на меня неизгладимое впечатление, – рассказывает именинник. – До сих пор помню вкус хлеба, кусочек которого частенько оставался у папы после обеда на работе, и он отдавал его мне. Намоченный водой, с сахаром или маслом – ничего вкуснее не ел!
Пример главы семьи сыграл, пожалуй, решающую роль в том, что Александр Сойкель решил стать железнодорожником. Однако прежде он успел поработать в Барановичском районном узле почтовой связи и отслужить в армии.
– Моя мама работала почтальоном, и мы с братьями часто помогали ей разносить газеты, – вспоминает собеседник. – Будучи старшеклассником, я даже подменял ее на время отпуска. Печатных периодических изданий в те годы выписывали много, но мое внимание было отдано только одному – «Железнодорожнику Белоруссии». Постоянным читателем являюсь с тех пор, как газету выписывал отец. После окончания школы я официально устроился в почтовый узел связи, работал монтером. В Барановичское вагонное депо пришел уже после службы в армии – в декабре 1968 года. В слесарях пробыл недолго, менее чем через месяц меня направили в Барановичскую дортехшколу на курсы осмотрщиков вагонов. В этой должности затем трудился на станции Барановичи-Полесские. Учеба далась легко. А мой ответ по теме «Перевозка автотракторной техники» так впечатлил преподавателя, что тот настоятельно рекомендовал поступать в институт.
Для Александра Петровича это послужило стимулом: в 1970-м он поступил в БИИЖТ. Тот период памятен для ветерана еще одним важным событием – женитьбой.
– Я благодарен супруге за то, что уговорила меня не переводиться на заочное отделение в связи с новым семейным положением, – отмечает именинник. – За время учебы приобрел многое: знания, опыт, хороших знакомых. Один из них – почетный железнодорожник Иван Степанович Бычек, который более двадцати лет возглавлял службу вагонного хозяйства.
Получив высшее образование, Александр Сойкель сначала работал бригадиром в сборочном цехе, а затем мастером в инструментально-монтажном. В 1978-м ему пришлось уволиться из депо. Следующие 12 лет он трудился инженером-конструктором в специальном профильном бюро Барановичского завода автоматических линий.
– Там я стал технически подкован, «дорос» до ведущего инженера-конструктора. И этот опыт оказался отличным подспорьем, когда вернулся в Барановичское вагонное депо на должность мастера сборочного цеха, – рассказывает Александр Петрович. – Ведь помимо того, что я осматривал вагоны, фиксировал неисправности и заказывал в смежных цехах запчасти для ремонта, работал подменным приемщиком вагонов, занимался рационализаторской деятельностью. А после первого предложения, которое высоко оценило руководство, меня перевели мастером в экспериментальный цех. Так техническое творчество стало неотъемлемой частью профессиональных обязанностей. Воплощал в жизнь не только свои идеи, но и коллег: оформлял их предложения на бумаге. Они касались в основном совершенствования процесса ремонта и облегчения труда железнодорожников. Мы делали различные приспособления для всех производственных цехов. Что-то придумывали сами, где-то использовали передовой опыт коллег из других депо. Работать было интересно, повезло и с коллективом: отличные ребята, с головой на плечах и золотыми руками! Это Георгий Апанасик, Игорь Станкевич, Александр Занько, Владимир Дрозд и другие.
В Барановичском вагонном депо Александр Сойкель трудился более 25 лет. Талантливый новатор является автором более 15 рацпредложений, а также изобрел ударно-клиновый съемник лабиринтных колец. Он не раз был отмечен руководством депо и отделения, его смена становилась лучшей комсомольско-молодежной бригадой.
О своей работе ветеран и сейчас рассказывает с большим воодушевлением. Неудивительно, что вслед за старшим братом стать железнодорожниками решили и младшие – Виктор и Петр. Оба трудились в Барановичском вагонном депо. Примером и наставником Александр Петрович стал и для молодежи предприятия. «Нынешние ребята меня также радуют – достойная смена», – отмечает собеседник.
Несмотря на то, что на заслуженном отдыхе он более десяти лет, дорогу в родное депо не забыл. Возвращаться сюда ему всегда приятно, как и видеть, что его новации до сих пор актуальны и используются на производстве. К примеру, приспособление для ремонта крыш вагонов. Поддерживает хорошие отношения именинник с председателем ветеранской организации депо Мирославой Кучко и ее заместителем Ларисой Корозой. Сегодня их поздравления – в числе первых. 75-летие Александр Сойкель отмечает в семейном кругу. Рядом, как и все годы, жена Галина, золотую свадьбу с которой отметили в январе. История их долгая и счастливая, знакомы еще со школьной скамьи – учились в одном классе.
Гордость супругов – сыновья Виталий и Александр, четверо внуков и правнучка. «Если они захотят стать железнодорожниками, мне будет очень приятно. Настаивать, конечно, не буду, поддержу любое решение», – отмечает Александр Петрович. Надежная опора он не только для близких, но и для одиноких соседей: помогает с сантехникой и электрикой разобраться, подсобит с садовым инструментом и его ремонтом, придумывает что-то сам. Новаторство, как и железная дорога, в его жизни навсегда.
Анастасия
МЕЛЕХОВА