Так к работе относиться, чтобы сделанным гордиться
Для почетного железнодорожника Виктора Петровича Зыбайло, который стоял у истоков создания Барановичской дистанции защитных лесонасаждений, лес – не просто зеленая зона, а живой организм.
Говорят, личность и характер человека формируются в детстве. Важную роль в этом играют семья и окружающая среда, и в отношении нашего героя действительно так. Он родом из деревни с красивым названием Яблонка, что в Ивацевичском районе Брестчины. Его мама работала полеводом, а отец – участник Великой Отечественной – после войны восстанавливал народное хозяйство области. Родительский дом стал надежным причалом для четверых детей. Всего несколько сотен метров отделяло его от соснового бора, где в сезон всегда было полно ягод и грибов. Именно там проводил много времени Витя, собирая дары леса, которые заготавливали для большой семьи. В итоге и профессию он выбрал соответствующую – инженер лесного хозяйства.
Железнодорожником выпускник Белорусского технологического института имени С. М. Кирова стал в январе 1980 года.
– Устроился мастером в Брестскую дистанцию защитных лесонасаждений. На тот момент это был наилучший для меня вариант, так как недалеко от дома. Мог больше внимания уделить отцу, который пережил несколько инфарктов и нуждался в уходе. Мамы не стало, когда я учился в институте, – рассказывает Виктор Петрович. – Как мастер обслуживал участок Лесная – Береза. Забот было немало. Например, стригли живые изгороди вдоль полосы отвода, чтобы пассажирам проходящих мимо поездов открывался красивый вид из окна. Кстати, стрижку делали фигурную, П-образную. А чтобы оздоровить лес, проводили санитарные рубки больных, поврежденных и усыхающих деревьев.
К труду Виктор Петрович был приучен с малых лет, поэтому любую задачу выполнял легко, работал так, что приятно было смотреть, да и результат всегда радовал глаз. Вот и руководство предприятия быстро приметило толкового специалиста.
– Когда отец умер (не восстановился после обширного инсульта), и в Яблонке меня ничто уже не держало, начальник дистанции предложил возглавить новый производственный участок, – вспоминает Виктор Зыбайло. – Так, в феврале 1984-го я переехал в Барановичи, где до сих пор и живу. Получил комнату в общежитии, обустроился и принялся наводить порядок и красоту. Особенно пришлось потрудиться летом 1997-го. В тот год 23 июня Беларусь накрыл самый мощный ураган в истории нашей страны. Порывы ветра достигали 30 м/с. Не выдержали их и могучие тополя высотой до 40 м и диаметром до 80 см, высаженные по всему участку от Городеи до Столбцов, – разыгравшаяся буря вывернула деревья с корнем. Последствия непогоды, от которой Брестская, а также Минская области пострадали больше других, устраняли со всех подразделений дороги. Коллеги приехали из Калинковичей, Полоцка, Орши, Минска, Молодечно. Более 500 человек, около 40 тракторов и сотня бензопил – очистить территорию предстояло в сжатые сроки, так как участок расположен на главном ходу. С задачей справились отлично, нашу работу оценили по достоинству. Мне тогда дали премию! А за вырубку просеки для прокладки высоковольтной линии электропередачи от Русино до Лунинца был отмечен именными часами министра путей сообщения Николая Конарева.
В копилке героя публикации несколько почетных грамот руководства Белорусской магистрали, Барановичского отделения и Брестского горисполкома, различные благодарности, которые он бережно хранит и сейчас. Еще одну высокую награду – знак «Почетному железнодорожнику» – Виктор Петрович получил в год своего 40-летия – в 1994-м. Награду ему лично вручил начальник дороги Евгений Володько. А спустя еще два года стал заместителем начальника Брестской дистанции защитных лесонасаждений по Барановичскому отделению. Работа закипела с удвоенной силой.
– Огромное внимание я уделял пожарной безопасности, – рассказывает Виктор Зыбайло. – Чтобы защитить обслуживаемую лесную территорию от внезапных пожаров, мы делали специальную опашку. Для этого закупили новейшие четырехкорпусные плуги, которые позволяли создавать полосу сразу нужной ширины – 1,4 метра. В итоге за время моей работы не было ни одного случая горения. На особом контроле и наши лесопитомники – Барановичский и Тимковичский. Дубы, клены, ясени и не только – там выращивалось около полусотни различных пород деревьев. Использовали их в качестве посадочного материала для лесополос, а также отправляли на экспорт. Огромную помощь в этот период мне оказал Владимир Борисюк – тогда первый заместитель начальника дороги – главный инженер, за что ему очень благодарен.
Наиболее весомый вклад Виктор Зыбайло внес в создание Барановичской дистанции защитных лесонасаждений – самостоятельной организации, которая была реорганизована из Брестской дистанции и начала свою деятельность 1 июня 2009-го. Как исполняющий обязанности начальника он начал с формирования технической базы: приобрел несколько тракторов, в том числе погрузчик, вышку, бульдозеры, бензопилы и многое другое. Укрепил и кадровый потенциал.
– «Коллективным» вопросом я занялся сразу после переезда в Барановичи, – рассказывает Виктор Петрович. – Обращал внимание на такие качества, как дисциплина, трудолюбие и уважение. По труду получали и награду – денежную премию. Кстати, с теми, кого сам принимал на работу, общаюсь до сих пор, часто созваниваемся.
Грамотный руководитель, профессионал своего дела, он также занимался и рационализаторством. Например, вместе с коллегами разработал специальное устройство для омолаживающей обрезки деревьев с помощью приема «посадки на пень», когда дерево или куст спиливаются до основания и остается лишь пень.
– Предприимчивостью я весь в отца, который занимал немало руководящих должностей. Не припомню такого, чтобы у меня не было в запасе какой-то запчасти, – признается собеседник. – Не оставался и без поддержки руководства Барановичского отделения. Там видели, что я старался и работал не для своего блага, а для коллектива и процветания нашего предприятия.
В 2010-м Виктор Петрович стал заместителем начальника Барановичской дистанции защитных лесонасаждений и продолжил работу по укреплению технического и кадрового потенциала. Спустя четыре года Виктор Зыбайло получил пенсионное удостоверение, но еще в течение двух лет трудился бригадиром (освобожденным) на станции Барановичи-Центральные. Общий железнодорожный стаж героя публикации – 36 лет. А вот семейный – уже на год больше. Ирина Ивановна также трудилась на магистрали – в дистанции гражданских сооружений. По стопам родителей пошла и дочь Ольга – инженер Барановичской дистанции электроснабжения.
– Она у нас энергетик и просто умничка! Окончила школу с золотой медалью, а университет и магистратуру – с отличием. Приняла участие в Республиканском бале выпускников учреждений высшего образования, – с гордостью рассказывает Виктор Петрович. Еще одна его любимица – трехлетняя внучка Александра, в которой ветеран души не чает и посвящает все свободное время. Скоро откроет дачный сезон, займется огородом и садом.
– Этим летом планирую взять внучку с собой в лес, со временем посвящу ее и во все таинства лесного хозяйства, передам знания, – делится планами собеседник. – Лес – моя стихия. Люблю там бывать, собирать грибы и ягоды. В особенности чернику, которую в детстве набирали и сушили по десятку ведер, а потом брали с собой вместо семечек. Искать «урожайные» места помогает опыт специалиста лесного хозяйства. Определить, стоит ли здесь останавливаться или нет, удается с первого взгляда по внешним признакам. Несмотря на то, что по специальности не работаю уже более пяти лет, все равно обращаю внимание на бонитет. Это показатель продуктивности леса, который определяется по возрасту и высоте насаждений. Не ускользает от внимания и почвенный покров, а также класс возраста древостоя. Для меня это важно. Поэтому когда понимаю, что все в порядке, ощущаю радость, в противном же случае – очень расстраиваюсь. Для меня лес – живой организм, я люблю с ним разговаривать и уже не представляю свою жизнь без этой прекрасной части природы.
Анастасия МЕЛЕХОВА