Август
Пн
08
2022

Ставить цели и их достигать

Яков Григорьевич Лавринович 7 апреля отметит 75-летие. Почти полвека он посвятил развитию путевого хозяйства Белорусской железной дороги, прошел профессиональный путь от старшего путевого рабочего до начальника службы Управления дороги.

После работал на других руководящих должностях. И на всех доверенных ему участках демонстрировал высокий уровень профессионализма и ответственное отношение к делу.
В детстве Яков и не мечтал стать железнодорожником. Он родился в крестьянской семье, а стальная магистраль проходила в 18 километрах от родной деревни Ставки Березовского района. Там же окончил и среднюю школу. Получать дальше образование отправился в Брест. Определиться, куда подавать документы, ему помог случай: на автостанции случайно увидел объявление о наборе абитуриентов в местный техникум железнодорожного транспорта на специальность «строительство и эксплуатация железных дорог».
– Меня привлекло слово «строительство», – с улыбкой вспоминает Яков Григорьевич. – Как же, ведь я помогал родителям строить дом и сарай на нашем подворье. Тогда был уверен, что я многое уже знаю. Но после первых занятий понял, что железнодорожный путь – конструкция сложная. Это и обустройство земляного полотна, сохранение верхнего строения пути, тоннелей, мостов и других объектов. В общем, моя будущая профессия меня увлекла.
Окончив с отличием учебное заведение, молодой специалист по направлению приехал на Горьковскую магистраль. В Глазовской дистанции пути постигал все тонкости ремесла, учился дисциплине и взаимодействию с людьми. Вскоре молодому, но ответственному работнику предложили возглавить околоток. В подчинении дорожного мастера было 13 бригад, которые обслуживали станцию Балезино в Удмуртии. Через нее в сутки проходило свыше 130 пар поездов.
Еще до окончания техникума Яков женился на однокласснице Софии. После переезда она окончила Горьковский техникум железнодорожного транспорта и трудилась вместе с супругом.
За пять лет работы вдали от родины Яков Лавринович прошел отличную путейскую школу, был отмечен медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». В 1971 году семья решила вернуться на Брестчину, но столкнулась с проблемой: толкового специалиста не отпускали. И тогда Яков Григорьевич попросил походатайствовать за него начальника Береза-Картузской дистанции пути Михаила Оловянникова, который хорошо знал моего собеседника еще студентом техникума.
В том же году Яков вернулся домой и устроился старшим инженером в эту дистанцию, а затем стал и главным инженером предприятия. Много внимания уделял совершенствованию технологии производства путевых работ, благодаря чему сокращалось время для укладки стрелочных переводов и плетей бесстыкового пути. Тогда же Лавринович окончил Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, после чего его назначили начальником Молодечненской дистанции пути.
Под его руководством продолжились работы по усилению верхнего строения пути. Были построены административное здание, гараж для машины ВПР, организованы курсы по обучению работе с новой техникой.
В 1982 году Лавринович возглавил уже столичную дистанцию пути. С этого времени на станции Минск-Пассажирский начали строить дополнительные пути, что увеличивало пропускную способность станции и повышало безопасность движения в ее горловине. С переходом на электровозную тягу на направлении Орша – Барановичи и с появлением мощных тепловозов 2ТЭ10 в грузовом движении на линии Осиповичи – Молодечно возникла острая необходимость усиления стрелочного хозяйства на территории Минского узла и на промежуточных станциях.
Через три года Яков Лавринович перешел работать в Управление дороги на должность заместителя начальника службы пути по капитальному ремонту. И в 1986 году впервые на магистрали этим видом ремонта было оздоровлено более трехсот километров пути. Высоких результатов добились за счет четкой организации работы путевых машинных станций. А это стало возможным благодаря организованным и целенаправленным действиям руководства дороги и службы пути. Тогда остро стоял вопрос нехватки материалов верхнего строения пути. Собеседник вспоминает: «По заданию начальника дороги Андрея Андреева мне пришлось ехать в Главное Управление пути МПС СССР и убедить его руководителей в том, что на Белорусской магистрали есть все возможности для решения поставленных задач при условии решения возникшей проблемы. И к нам стали отправлять старогодные рельсы типа Р-65 с других дорог. Там их было в достатке, но с заданием по ремонту местные путейцы не справлялись».
За успешное выполнение поставленных задач Яков Лавринович был награжден знаком «Почетному железнодорожнику». А впереди – новые цели, которых тоже необходимо было достигать.
В те годы эту стройку по праву называли ударной. 2 ноября 1988-го в торжественной обстановке был открыт второй путь на линии Барановичи – Лунинец. С его вводом увеличивалась пропускная способность, которую не мог обеспечить однопутный участок. МПС на эту стройку средств не выделило из-за многочисленных проблем. Белорусской дороге дали «добро» на строительство, но только своими силами. На заместителя начальника службы Лавриновича возложили организацию работ по отсыпке земляного полотна, укладке верхнего строения пути и возведению искусственных сооружений. Немногим более года ушло на строительство 108-километрового участка второго пути. Усилия белорусских железнодорожников оценили по достоинству. Яков Лавринович в числе других награжденных специалистов был удостоен Почетной грамоты Верховного Совета БССР.
С 1990 года и на протяжении четырех лет Яков Григорьевич возглавлял службу пути. С распадом СССР и разрывом экономических связей на Белорусской железной дороге делали все возможное, чтобы обеспечить ее нормальное функционирование. С 1992 года был взят курс на приобретение высокопроизводительных современных машин. Специалисты службы разработали соответствующую программу, которую одобрил начальник дороги Степан Шкапич. На магистраль в большом количестве стали поступать машины всемирно известной австрийской фирмы «Плассер и Тойрер», а также техника российского производства и других марок. Ее эксплуатацию готов был обеспечить Пинский завод путевых машин. В начале 1990-х зарождалась и технология производства для магистрали железобетонных шпал.
В последующие несколько лет Лавринович работал главным инженером Государственного предприятия «Ремстройпуть». Затем вернулся в службу пути на такую же должность.
В 2011 году Яков Григорьевич вышел на заслуженный отдых, но от активной жизни не отошел. Еще пять лет он возглавлял Организацию ветеранов дороги, потом продолжил работу как член ее президиума. Был удостоен звания «Почетный председатель» Белорусского общественного объединения ветеранов.
Праздник Яков Григорьевич встретит в кругу своей дружной семьи – всегда надежной опоры его жизни. С женой Софьей Иосифовной они вместе уже 55 лет. Вырастили двух дочерей. На железной дороге работает младшая Елена. А вот старшая Татьяна, двое внуков и внучка стали врачами. Подрастает и маленький правнук.
Даже сейчас ветеран не представляет себя вне железной дороги. «Я постоянно интересуюсь жизнью магистрали, – говорит он. – И с теплотой вспоминаю о том, что многие годы трудился бок о бок с прекрасными специалистами и замечательными людьми».

Станислав
САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика