Сентябрь
Пн
09
2024

В помощниках – опыт и знания

Найти в подвижном составе неисправности, угрожающие безопасности движения, и правильно ответить на теоретические вопросы – в Барановичах определили лучших среди представителей сразу нескольких массовых профессий вагонного хозяйства Белорусской железной дороги.

Участники конкурса проходят компьютерное тестирование

В борьбу за почетное звание вступили слесари по ремонту подвижного состава, старшие осмотрщики-ремонтники вагонов, инструкторы профильных депо и инспекторы по сохранности вагонного парка.
Конкурс прошел на базе Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и состоял из двух этапов. Первый – теоретический. Каждому из 24 претендентов на победу предстояло пройти компьютерное тестирование. Чтобы получить максимальное количество баллов – сто, – владеть лишь тонкостями своей профессии недостаточно.
Какова высота оси автосцепки над головками рельсов при выпуске грузового вагона из капитального ремонта, с какой стороны устанавливают сигнальные знаки у железнодорожных путей, что требует инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте в Республике Беларусь, какие операции относятся к работе на высоте? Для железнодорожников подготовили 30 непростых вопросов, касающихся также охраны труда и правил технической эксплуатации. Решать тесты можно было в разной последовательности, главное – ответить на каждый. И не забыть указать все верные варианты.
Узнать свой результат, а также посмотреть и проанализировать ответы, увидеть, где допущена ошибка, конкурсанты могли уже после завершения испытания. Например, инспектор по сохранности вагонного парка Александр Шавров, представлявший Оршанское депо, ошибся с несколькими ответами, что, впрочем, не помешало показать один из лучших результатов – 90 баллов. При этом он первым в своей группе справился с теоретическим этапом. Александр Анатольевич работает инспектором четвертый год, а на Белорусской магистрали – более 10 лет. Является продолжателем династии во втором поколении, причем у них с мамой и дочерью не только общее дело, но и учебное заведение – все окончили оршанский отраслевой техникум.
Для Александра Анатольевича испытание уже завершено, однако компьютерное тестирование все еще продолжается. Пройти его легко и быстро удается не всем.
– Вопросы, касающиеся Правил технической эксплуатации, для меня оказались самыми сложными. Ответил верно лишь на половину из них. Уверен, конкурсный опыт поможет мне подтянуть «хвосты» и улучшить профессиональный уровень, – отмечает Александр Поворотный. Слесарь по ремонту подвижного состава вагонного депо Брест – дебютант конкурса. На железную дорогу пошел по примеру дедушки. Признается, что магистраль привлекала не романтикой, а скорее технической стороной. Каждая неисправность вагона для Александра – увлекательная задача, решение которой он обязательно находит.

Инспектор по сохранности вагонного парка Александр Шавров – представитель династии

А вот исправить итоги компьютерного тестирования молодому человеку, как и некоторым другим участникам, уже не удастся, только сделать работу над ошибками. Однако у осмотрщиков-ремонтников вагонов и инструкторов изменить ход событий еще есть возможность – для них подготовили практическое задание. Для слесарей по ремонту подвижного состава и инспекторов по сохранности вагонного парка конкурс уже завершен, жюри объявляет результаты.
Лучшим среди слесарей стал Дмитрий Марцуль из Минского вагонного депо. Всего три балла отделили его от Юрия Командирова из Могилева – он второй. Третье место разделили между собой Николай Курило (Волковыск) и Виталий Марковников (Жлобин).
Победа в конкурсе профессионального мастерства для Дмитрия Марцуля стала приятной неожиданностью. Доволен результатом и его коллега Николай Курило, впервые принявший участие в дорожном состязании. А вот Виталий Марковников удачу испытывал трижды и каждый раз становился третьим. Не зря говорят, что «стабильность – признак мастерства».
Лучшим инспектором признан Сергей Шестак (Барановичское вагонное депо), набравший 96 баллов. На втором месте – Александр Шавров (Оршанское вагонное депо), на третьем – Андрей Бегеза (вагонное депо Брест), который уже побеждал в конкурсе.
Тем временем состязания продолжились. Вооружившись необходимым инструментом, к испытанию приступили старшие осмотрщики-ремонтники вагонов и инструкторы вагонных депо. Их «сражение» разворачивается на станционных путях, где железнодорожников ожидают полувагон, хоппер-цементовоз и платформа. Задача вполне простая: при их осмотре выявить такие неисправности, как трещина опоры борта, излом внутренней пружины рессорного комплекта, отсутствие подъемника автосцепки, а также уплотнительного кольца соединительного рукава и многие другие.
– Список мы расширили, добавили те, которые очень редко встречаются в повседневной практике осмотрщиков-ремонтников и в глаза не бросаются, но несут реальную угрозу безопасности движения, – отмечает постоянный судья конкурса, преподаватель Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Станислав Шукало.
За каждую выявленную неисправность (в том числе ту, что не заявлена в списке) участник получает один балл. Еще пять можно заработать дополнительно, если справиться с осмотром трех вагонов менее чем за 6 минут. Максимальное время прохождения практического испытания – 9 минут.
Первым к заданию приступил старший осмотрщик-ремонтник Андрей Юрков (Оршанское вагонное депо). Ловко используя молоток, железнодорожник одну за другой выявляет неисправности. Во многом помогает опыт: в профессии он 20 лет, за смену осматривает до 500 вагонов. Да и на конкурсе не новичок, был в победителях и призерах.
– Посмотрим, как удастся проявить себя в этот раз. При тестировании набрал 93 балла, жду результатов практического этапа, – рассказывает Андрей Александрович. – Профессия осмотрщика-ремонтника мне нравится. Работа интересная – всегда что-то услышишь и увидишь. Ведь вагону, как и человеку, свойственно «болеть». Но она может заявить о себе или очень громко (задержка в пути следования), или тихим предупреждающим звоночком. Мол, будь внимателен. Не зря нас часто сравнивают с музыкантами, а также называют докторами вагонов. Именно от осмотрщиков зависит, будут ли вовремя выявлены «больные» места и устранены причины их появления.
Одна из сложностей на конкурсе – справиться с волнением, ведь обнаружить неисправности нужно за ограниченное время в присутствии жюри и коллег. В ходе компьютерного тестирования это не совсем удалось старшему осмотрщику-ремонтнику Андрею Конопличу (Гомельское вагонное депо), поэтому результатом он недоволен. А вот за практическое испытание вполне может поставить себе удовлетворительную оценку.
– Хотелось бы, конечно, найти еще больше неисправностей, продемонстрировать лучший результат по времени, – признается железнодорожник. – Однако этот конкурс для представителей нашей профессии – прежде всего проверка знаний и профессионализма. Поэтому стремился показать, как умею работать.

Практическое задание выполняет инструктор Александр Подлешанин

Пока мы беседуем с Андреем, свою сноровку демонстрируют инструкторы вагонных депо. Для Александра Цыбульского (Гомель) нынешний конкурс уже четвертый. Применять свои знания на практике ему помогает большой опыт: на Белорусской Александр Иванович трудится более 40 лет, из них инструктором – 20. «Я действительно нашел дело по душе», – отмечает специалист. Согласен с ним и коллега Александр Подлешанин из Барановичей, который мечтал работать на железной дороге. В минувшем году он стал лучшим по профессии. На первом месте для него – обеспечение безопасности движения поездов.
…У последних конкурсантов практические испытания позади, еще немного – и окончательные итоги будут подведены. А пока участники обсуждают варианты ответов, делятся впечатлениями. Наконец, результаты подсчитаны. Жюри озвучивает почетный список. Среди осмотрщиков-ремонтников победителем стал Андрей Юрков из Орши, набравший 110 баллов. На втором месте – Артем Должонок (Полоцкое вагонное депо), на третьем – Андрей Коноплич (Гомельское вагонное депо).
Среди инструкторов на пьедестале почета – брестчанин Василий Козловский, не только показавший отличные знания, но и нашедший много неисправностей. За ним – Руслан Туровец (Осиповичское вагонное депо). Достойные результаты и у Александра Подлешанина из Барановичей – он третий.
Василий Козловский на Белорусской железной дороге трудится с 1985-го. Начинал помощником машиниста тепловоза в локомотивном депо Брест, затем переквалифицировался в вагонники и стал осмотрщиком-ремонтником. В должности инструктора с 2019-го. На конкурс Василий Иванович приехал впервые и набрал наивысший балл по теории. Менее чем за 6 минут справился и с практическим испытанием.
– Результат неплохой, – отмечает железнодорожник. – Хотел бы, чтобы мой пример стал стимулом для молодых специалистов, которым еще многое предстоит узнать и многому научиться, чтобы работать без брака, обеспечивая безопасность движения поездов.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Больше фотографий можно посмотреть в фотогалерее перейдя по ссылке

Яндекс.Метрика