Май
Вт
17
2022

Гарантируя качество

Техническое обслуживание более 180 тепловозов различных серий в объеме ТО-2 провели в течение первого квартала специалисты локомотивного депо Лунинец.

Коллектив участка № 19

…В 4 утра на предприятии только те, кто работают в ночную смену. Гости в такое время – большая редкость. Поэтому вопрос «Вы не заблудились?» вполне очевиден. Но в правильности своего маршрута мы уверены: именно здесь трудится коллектив участка № 19 технического обслуживания локомотивов – лауреат премии имени машиниста В. А. Яцкевича по итогам 2021-го.
– Наше подразделение – в числе самых оперативных в депо. Главная задача – своевременно обнаруживать и устранять любые неисправности в подвижном составе, – рассказывает мастер Владимир Коцуба. – На техническое обслуживание (ТО-2) к нам приходят дизель-поезда серии ДР1А, тепловозы ЧМЭ3, ТМЭ, ТЭП, а также М62, 2М62 и 2ТЭ10 различных индексов. Для каждого локомотива предусмотрен перечень обязательных работ, которые регламентированы соответствующим приказом начальника дороги. Так, для поддержания эксплуатационных характеристик обязательно осматриваем экипажную (ходовую) часть, дизельное, электрическое и вспомогательное оборудование, серьезное внимание уделяем тормозам. Кроме того, в ходе ТО-2 осуществляем и дополнительный ремонт узлов локомотивов, производим их замену, устраняем неисправности, которые обнаружили машинисты и их помощники в период эксплуатации и зафиксировали в поездном журнале.
Пока мы беседуем с Владимиром Владимировичем, на смотровую канаву в цех заходит тепловоз серии 2ТЭ10 – седьмой за эту смену. Началась она для коллектива в 20.00, а закончится в 8.00. Комплексная бригада из четырех слесарей по осмотру и ремонту локомотивов уже в сборе и готова приступать к техническому обслуживанию. У каждого – своя зона ответственности: «дизелист» проверяет дизель-вспомогательное оборудование, «ходовик» смотрит, все ли исправно в экипажной части, «автоматчик» контролирует автотормозную систему, «электрик» – электрическое оборудование. Однако в случае необходимости любой из них придет на помощь коллеге. Взаимозаменяемость здесь практически полная, а профессиональные навыки доведены до автоматизма. «Ребята точно знают, что нужно делать, и не тратят ценное время на обдумывание своих действий», – отмечает мастер Владимир Коцуба.
Подтверждения этих слов долго ждать не приходится: изучив записи в журнале, слесари по осмотру и ремонту локомотивов занимают рабочие позиции. Экипажная часть – за Григорием Олиферовичем. Его помощники – это прежде всего богатый опыт (в профессии с 2005-го), высокая квалификация (имеет 6-й разряд) и зоркий глаз. По количеству выявленных неисправностей железнодорожник в коллективе рекордсмен. Многие найденные им повреждения были прямой угрозой безопасности движения поездов. Поэтому, по мнению мастера Владимира Коцубы, в том, что их участок номинировали на премию имени машиниста В. А. Яцкевича, во многом заслуга именно Григория Васильевича. Хотя он лишь скромно говорит: «Я просто делаю свою работу». Совсем как его прадед – путевой обходчик станции Лунинец в начале ХХ века. Но проявились железнодорожные корни не сразу. После окончания школы молодой человек решил стать агрономом. И получив образование, быстро понял: это дело не его. В поисках занятия по душе этот человек, который легко мог собрать мотоцикл из старых деталей, оказался в локомотивном депо. С тех пор фотография Олиферовича дважды украшала Доску почета предприятия, а он был награжден Почетной грамотой Белорусской магистрали. Однако самым важным достижением последних 17 лет железнодорожник считает троих детей – Вадима, Веронику и Викторию, которых воспитывает с супругой Мариной Михайловной.
– Нюансов в работе слесаря по осмотру и ремонту локомотивов в пунктах технического обслуживания состава достаточно, – отмечает Григорий Васильевич. – Например, отрегулировать тормозную рычажную передачу можно несколькими способами. Как это сделать лучше и правильно, узнавал у старших коллег – ходил в учениках. Но по мере того, как набирался знаний, повышались внимательность и наблюдательность. Первую неисправность помню до сих пор – трещина бандажа колесной пары. После этого во мне как будто проснулось внутреннее профессио-
нальное чутье, которое подсказывает, что с тем или иным элементом или узлом что-то не так. Прислушиваюсь, начинаю осмотр и действительно, есть неисправность. Сколько их могу найти? Всегда по-разному. Ведь в течение смены мы проводим техническое обслуживание в среднем шести локомотивов. Однако бывает и по 12 за ночь. Задача непростая, но мне нравится. Я не могу сидеть без дела, поэтому уже к концу отпуска непроизвольно начинаю думать: «Скорее бы на работу». Во многом это и благодаря ребятам – уж очень хороший у нас коллектив подобрался. Настолько, что в другой бригаде себя просто не представляю.
Как и Олег Гриб. Среди слесарей по осмотру и ремонту локомотивов он «электрик». Этот человек точно знает, сколько в локомотивах проводов, реле, контакторов, других элементов и узлов. Тщательно следит за их исправностью, ведь стоит лишь одному выйти из строя – и машина не тронется с места. Поэтому Олег Евгеньевич проверяет каждую «электроточку». «Понимая свою роль в обеспечении бесперебойного и безопасного движения поездов, во главу угла я и мои коллеги всегда ставим качество, которое требует от каждого внимательного отношения к своим обязанностям и оперативности», – отмечает Олег Гриб. Его профессиональная биография началась на станции Ситница, где более 13 лет трудился приемщиком поездов. В локомотивном депо Лунинец – с 2016-го. За это время приобрел не только богатый опыт, но и 5-й профессиональный разряд. За добросовестный труд не раз был поощрен руководством предприятия и отделения. Выбор в пользу магистрали сделала и сестра моего собеседника Оксана – инженер по организации и нормированию труда Лунинецкой дистанции пути. Их железнодорожные корни идут от бабушки Анны Ивановны, которая во время Великой Отечественной ремонтировала пути.
Слесари 6-го разряда по осмотру и ремонту локомотивов в пунктах технического обслуживания Юрий Антонович и Виталий Гологуцкий-Ровшейша отвечают за исправность дизель-вспомогательного оборудования локомотивов. Осмотр коленчатого вала и его подшипников, водяного и масляных насосов, топливной аппаратуры, проверка качества зашплинтовки различных деталей, предупреждение перегрева подшипниковых узлов и не только – для них любая миссия выполнима. Впрочем, по-другому и быть не может: эти специалисты в числе самых опытных в участке, трудятся там более 10 лет. Фотография Виталия Павловича также украшала Доску почета депо. Не раз за профессионализм поощряло руководство и Юрия Сергеевича, который в марте отметил 60-летие.
Еще одну круглую дату – правда, лишь 30 лет – в этом году отпразднует слесарь по осмотру и ремонту локомотивов Сергей Воронич. В бригаде молодой человек с 2018-го, однако уже не раз доказал на деле, что он технически грамотный и ответственный специалист, под стать старшим коллегам. Его зона ответственности – автотормозная система.
Мастер участка Владимир Коцуба в следующем месяце также отметит профессиональный юбилей – десять лет в должности. В детстве, идя с мамой по пешеходному мосту через пути станции Лунинец, он всегда внимательно смотрел на стоящие внизу вагоны и пытался понять, что заставляет их сначала двигаться прямо, а затем поворачивать налево или направо. Тогда он и представить не мог, что сам будет водить составы. Тем не менее в 1998-м коллектив локомотивного депо Лунинец пополнился новым экипировщиком, который достаточно быстро стал сначала помощником, а после машинистом тепловоза и дизель-поезда. Спустя 14 лет Владимира Коцубу назначили мастером. С тех пор он возглавляет и контролирует работу комплексной бригады участка № 19, обеспечивает сохранность локомотивов от момента приемки до сдачи их специалистам цеха эксплуатации.
А гордиться ему, как и всей комплексной бригаде, есть чем. На протяжении прошлого года и по итогам трех месяцев нынешнего они демонстрировали (и продолжают сейчас) качественную работу, обеспечивая исправность более полутысяч единиц тягового подвижного состава, своевременно обнаруживая и устраняя поломки. Это гарантировало дальнейшую надежную эксплуатацию локомотивов без вынужденных остановок, отказов в работе и событий, а коллективу – звание лауреата премии имени машиниста В. А. Яцкевича.
…Отличников безопасности движения и обладателей престижной награды на участке № 19 технического обслуживания локомотивов всего шесть. Это сплоченная команда, для которой взаимовыручка – не просто слово. Все они готовы друг другу подставить плечо, подсказать, научить или, если нужно, помочь заменить несколько десятков тормозных колодок весом 27 кг. В свободное от работы время любят рыбачить и отдыхать на природе вместе с семьями. Однако где бы ни были, всегда остаются верны принципу: «Один – за всех, и все – за одного». А при таком подходе любые задачи по плечу.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика