Сентябрь
Вт
10
2024

В гости позвал Байкал

За годы работы на Белорусской железной дороге, а это без малого 50 лет, Евгений Чеховец добился многого в профессии. Все это время он трудился в локомотивном депо Минск, где «дорос» до должности заместителя начальника предприятия. Тот период запечатлен не только в воспоминаниях, но и в многочисленных фотографиях. Не все они связаны с производственной деятельностью. По словам Евгения Владимировича, он и его коллеги старались сделать интересным свой досуг. К примеру, путешествовали по всему Советскому Союзу. Благодаря этому моему собеседнику удалось реализовать юношескую мечту – побывать на озере Байкал.

– Об этом я начал всерьез задумываться в начале 10-го класса, – рассказывает ветеран, рассматривая фотографию полувековой давности. – И постепенно начал готовиться к путешествию. Первое, что сделал, – купил нож с хорошим лезвием – чтобы было удобно открывать консервы. Потом приобрел рюкзак…
Следующие несколько лет прошли в разных хлопотах и заботах. И лишь в 1970 году Евгений Владимирович, к тому времени уже 27-летний мастер электроаппаратного цеха локомотивного депо Минск, осуществил свою давнюю мечту. Увлек ею и нескольких коллег. В итоге собралась команда из четырех человек – двое мужчин (герой публикации и технолог депо, будущий главный инженер службы локомотивного хозяйства Николай Чумак) и две работницы депо – Галина Яковец (после замужества Павлова), которая трудилась в группе учета цеха эксплуатации, и Инна Носко – расшифровщик скоростемерных лент.

Евгений Чеховец, Инна Носко и Николай Чумак (1970 г.)

– Готовясь к поездке, мы собрали большие рюкзаки, – вспоминает Евгений Владимирович. – А вообще Байкал – это что-то необыкновенное! Туда ехал весь Советский Союз – представители разных профессий, возрастов. Поэтому там можно было встретить интересных людей. В дорогу отправились в августе, во время очередного отпуска. На поезде доехали до Иркутска. А затем и до озера. На «Ракете» (так называлось пассажирское речное судно) добрались до Песчаной бухты, расположенной на юго-западном побережье. Красота вокруг была такая, что просто захватывало дух! Жаль только, что вода была очень холодная – особенно не искупаешься, хотя мы и пробовали. Познакомились с ребятами из Киева, Москвы и Ленинграда. Помню, что удивились необычной электробритве москвичей – она была оборудована миниатюрной солнечной батареей. Все вместе разрабатывали маршруты вдоль берега, ходили в горы. Обменялись с ребятами адресами, впоследствии долгие годы переписывались, общались по телефону, ездили в гости.
Запомнилась Евгению Владимировичу и вторая поездка на Байкал – в следующем, 1971 году. Он работал мастером электроаппаратного цеха. Компанию ему составил слесарь-автоматчик Николай Червинский. Уже было представление, что ждет впереди, поэтому к поездке готовились со знанием дела. К тому же Евгений Чеховец был вхож в Минский клуб туристов, мог и сам поделиться опытом.
На Байкал дружной кампанией отправились двое белорусов, а также трое ленинградцев, двое из которых преподавали в Горном институте, еще один, как оказалось, был связан с Беларусью – когда-то его отец был священником в Витебске.
Фото, которое мы сегодня публикуем, сделано в августе 1972 года на «Комсомольце» – так называлось рыболовное судно (траулер), которое переделали для перевозки пассажиров и грузов.
– В теплый сезон на нем передвигались в основном туристы. Но еще доставляли продукты для жителей прибрежных поселков, – говорит Евгений Владимирович. – «Комсомолец» плыл до самого севера Байкала, до города Нижнеангарска, а потом обратно. В одну сторону двое суток, столько же обратно. Кстати, на палубе вдоль бортов туристы самостоятельно устанавливали палатки, мы тоже воспользовались такой возможностью и однажды попали в шторм. От сильного ветра палатка просто схлопнулась, но все же устояла.

Николай Червинский демонстрирует улов

В той поездке туристы открыли для себя новые места, в том числе озеро Фролиха, расположенное буквально в метрах 500 от Байкала. Побывали и на одном из крупнейших островов озера – Ольхоне.
– Когда туда прибывает судно, на берег высыпает весь поселок Хужир: кто-то встречает родственников, знакомых, другие забирают продукты, – продолжает рассказ железнодорожник. – Мы решили Ольхон исследовать подробнее. И познакомились с белорусом. Оказалось, что Анатолий родом из небольшой деревни под Лидой. Парень оказался очень гостеприимный – на стол выставил все самое лучшее. Но, безусловно, вне конкуренции был омуль – рыба семейства лососевых. Вкус – необыкновенный, прямо тает во рту. Правда, запах имеет специфический. Прощаясь с нами, Анатолий преподнес целую сумку омуля… Все было душевно и искренне, по-белорусски. Поездка запомнилась на всю жизнь.

«Палаточный» лагерь на «Комсомольце» (1972 г.)

Евгений Владимирович побывал на Байкале и в следующем, 1972 году. Потом он женился, появились уже другие заботы. Но о своей тяге к путешествиям не забыл – исследовал родную Беларусь. В основном это были водные походы. Коллеги-железнодорожники с удовольствием составляли ему компанию, покоряя водную стихию. Это был незабываемый отдых, который объединял людей. А они проявляли свои лучшие качества – прежде всего бескорыстную дружбу и взаимовыручку. Получали такую энергию и эмоции, которые вспоминают до сих пор. И, как отмечает мой собеседник, дружба, рожденная полвека назад, продолжается до наших дней.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика