Октябрь
Пн
07
2024

«Я – шофер!»

«Жизнь я прожил обычную, как все. И хвастаться перед людьми мне нечем», – сразу предупредил почетный железнодорожник, ветеран Валерий Приставко. 17 апреля он отметит красивую дату – 75-летие.

Вся его трудовая жизнь, а это более трех десятков лет, была связана с Могилевской базой (транспортной). Из них около четверти века Валерий Владимирович являлся руководителем предприятия.
– Когда меня назначили на эту должность, один человек сказал: «Вы не думайте, что доработаете так до пенсии».
Я тогда ответил, что за кресло не держусь. У меня есть специальность, я – шофер и дело свое знаю. А сложилось так, что вот доработал, – улыбается ветеран.
С техникой Валерий Приставко связан еще с юности. Родился он в деревне Турьево Сенненского района, а школу окончил уже в Пустынках, куда перевели учительствовать родителей. В семье подрастало трое детей, поэтому сидеть без работы было нельзя – это Валерий понимал хорошо. Еще в старших классах
освоил механизаторское дело и даже трудился в колхозе. Затем прошел водительские курсы. Со временем устроился на автобазу Могилевского отделения. Молодого работника всему учили опытные коллеги. Ветеран и сегодня помнит Владимира Балашенко, Николая Дроздова, а также других профессионалов своего дела и просто хороших людей.
– Я могу рассказать такой случай из жизни. Было мне тогда чуть больше двадцати лет. Зима, возвращаемся с коллегой из города Орла. Ночь застала в пути, и я устроился на ночлег в кабине. Уже задремал, как вдруг слышу – тихонько открывается дверь, и меня укутывают чем-то теплым. Это напарник пожалел «зеленого» паренька и отдал свой тулуп, чтобы я не замерз. Вот какие люди были! И тогда я для себя решил: отсюда не уйду, буду работать только здесь, – делится Валерий Владимирович. – Вся жизнь шофера – командировки. За те два года, пока был за рулем, я много где побывал – от Ленинграда и до Волги. Меня, молодого и холостого, часто отправляли в рейсы перед праздниками, например, Новым годом.
Я был не против – мне нравились поездки, да и деньги никогда не были лишними. А потом руководитель предприятия Владимир Раевский посмотрел мой аттестат и резюмировал: «Надо учиться дальше». Так я поступил в Могилевский машиностроительный институт.
Получив высшее образование, Валерий Приставко на родной базе с октября 1976-го трудился механиком, в 1979-м стал старшим инженером. Признается, что его профессиональный рост прошел при грамотных руководителях (Владимир Раевский, Геннадий Рожавский), у которых многому научился. Видел, как укреплялась материальная база предприятия, строилось жилье для сотрудников. Валерий Владимирович был непосредственным участником всех этих перемен. А возглавив автобазу в сентябре 1985-го, постарался продолжить и приумножить все наработанное. «Мы объединили усилия со станцией Могилев, которой руководил Владимир Лаптинский, и совместно построили хозспособом квартиры для своих работников. Так на автобазе практически исчезла очередь на жилье», – рассказывает Валерий Владимирович.
Текучки кадров на предприятии не было. А мощности автобазы были задействованы не только для нужд Могилевского отделения. Помощь оказывали городу, предприятиям. Во время строительства объектов колхоза «Авангард» использовалось много большегрузов. Говоря о технической составляющей, Валерий Приставко процитировал слова Генри Форда: «Лучшая машина – новая машина». Но заметил, что одни и те же автомобили у разных водителей и работают по-разному. Все дело в уходе. «У меня были такие работники, что на ремонт могли не становиться вовсе. Все у них было в порядке и своевременно. Но я обязал, чтобы раз-два в месяц каждый осуществлял технический уход», – и сейчас уверен Валерий Владимирович.
Вопреки расхожему мнению, руководящая должность – это далеко не всегда набор преференций. Важная часть работы транспортной базы – доставка локомотивных бригад. Поезда ходят без выходных, а значит, нет выходных и у водителей. Как начальнику, Валерию Приставко нужно было быть в курсе всех дел семь дней в неделю. Контролировать, как уехали и как отработали его сотрудники, с поломками или без, обеспечен ли выезд следующей смены. а если выдавалось это самое свободное время – значит, на дачу! Там отдыхал морально и снимал стресс. А еще лучше в лес по грибы. И конечно, компанию во время таких дачных выездов составляла любимая супруга…
Познакомились Валерий Владимирович и Вера Трофимовна еще при поступлении в институт. «Увидели друг друга и через месяц уже сыграли свадьбу!», – вспоминает железнодорожник. Молодым приходилось непросто, все делали сами, помощи ждать было неоткуда. Много трудились, вырастили сына, который также связал судьбу с магистралью. Радуют две внучки. К сожалению, Веры Трофимовны уже нет на этом свете. Но есть память, которая всегда может вернуть яркие и счастливые моменты совместной жизни… С чем только ее не сравнивают. Это и разноцветные полосы, и серия приключений, а для шофера это, наверное, череда поворотов. Как ты будешь с ними справляться, так и сложится дальнейший путь.
– Со своей транспортной базой я связан прочно. И живу рядом, так что регулярно наведываюсь в гости. Все там нормально, красиво. Молодцы, – резюмирует Валерий Приставко. – А что мне лично нравилось в моей работе? Люди.
К каждому нужно было найти свой подход, это непросто. Но и отдача была, взаимовыручка, что очень важно. И не только у нас, в Могилеве, но и на всех железнодорожных автобазах.

Елена ВЕТРОВА

Яндекс.Метрика