Стоят на страже воины-солдаты
В редакционной почте – письмо от нашего постоянного читателя, железнодорожника, поэта, могилевчанина Михаила Чеканова. На рукописных страницах переживания и размышления ветерана. Остаться равнодушными вряд ли получится, ведь это пишет человек, чье детство опалила война. На суд читателей Михаил Федорович выносит и свои стихи, посвященные обороне Могилева.
«В Год исторической памяти особенно мы не должны забывать о Великой Отечественной. Эта тема многократно отражена в книгах, фильмах и музейных экспозициях. В основе всего – факты, а они таковы: 22 июня 1941 года Германия, нарушив мирный договор, напала на СССР. Гитлеровские войска стремительно продвигались на восток. В этих условиях был важен каждый выигранный бой. Первостепенная задача – задержать противника хотя бы на день, отвлечь его силы на себя. И оборона Могилева сыграла в этом большую роль.
1 июля 1941-го в штабе Западного фронта (сейчас здесь находится мемориальный комплекс «Землянка») состоялось совещание с участием первого секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко, маршалов Климента Ворошилова, Бориса Шапошникова и других военачальников. Они наметили план обороны города, возложив ее на 172-ю стрелковую дивизию, которой командовал генерал-майор Михаил Романов. Подкрепление подразделению оказывали отряды народного ополчения. Чтобы противостоять врагу, в них вступили более 10 тыс. человек.
Оборона Могилева имела поистине историческое значение, замедлив наступление группы армий «Центр» на московском направлении. Крупные танковые и другие соединения противника «споткнулись», их продвижение было задержано на целых 23 дня! Большая советская страна копила силы, формировала резервы. Высокую оценку обороны Могилева дал маршал Советского Союза Георгий Жуков. Он писал: «Четыре пехотные дивизии, танковая дивизия, полк «Великая Германия» и другие немецкие части наступали на город. Соединения 13-й армии, упорно оборонявшие Могилев, были окружены. Круговую оборону города держал 61-й корпус генерала Федора Бакунина». За все время этих боев враг потерял 24 самолета, более 500 танков, 400 мотоциклов, 1500 автомашин, не менее 30 тыс. солдат и офицеров. Защитники Могилева незримо присутствовали во всех победах советской армии: под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в боях за Берлин…
В середине июля 1941-го на передовой линии могилевской обороны в качестве военного корреспондента побывал Константин Симонов. Он был поражен и вдохновлен героизмом советских людей. Увиденное оставило глубокий след в жизни писателя и поэта. Впервые он рассказал о героических защитниках Могилева в статье «Горячий день», которая вышла в газете «Известия» 19 июля 1941 года. Вместе с фотокорреспондентом Павлом Трошкиным Симонов побывал в расположении полка Семена Кутепова, разговаривал с защитниками. Уже позднее, в книге «Шел солдат», он писал: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне век не забыть – вот это поле за Могилевом, где я впервые видел в июле сорок первого, как наши сожгли тридцать девять немецких танков и бронетранспортеров. Вот этих самых, снятых тогда моим погибшим потом товарищем». После войны Константин Симонов неоднократно приезжал на места былых боев, встречался с ветеранами, студентами, вел оживленную переписку с могилевчанами. После смерти он завещал развеять свой прах над Буйничским полем, чтобы остаться вместе с известными и неизвестными защитниками города. Его желание было исполнено в сентябре 1979-го. К слову, в 1981-м уже по завещанию его вдовы Ларисы Жадовой так же поступили и с ее прахом.
Ежегодно 9 мая на Буйничском поле проходят памятные мероприятия. В самом Могилеве бережно сохраняют память о его защитниках, есть здесь улицы Романова, Кутепова, Бакунина, Владимирова, Якубовского. Есть и улица Симонова.
О чем еще, по моему мнению, важно помнить: образцом мужества и героизма советских людей на границе нашей Родины стал Брест. Могилев так же отважно сражался на обширном рубеже – на реке Днепр. Воины 172-й стрелковой дивизии и ополченцы стояли насмерть, буквально перемалывая живую силу и технику противника. Только ценой огромных потерь врагу удалось овладеть Могилевом. Оборона длилась с 3 по 26 июля 1941 года. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, 25 апреля 1980-го Могилев награжден орденом Отечественной войны
I степени. Никто не забыт, ничто не забыто!».
Это было
Стоят на поле Буйничском солдаты,
Торжественно, как на парад одеты.
Гремит салют в честь величайшей даты –
Для нас святой и праздничной Победы.
Она пришла в далеком сорок пятом,
Берлин был взят, фашистов разгромили.
Хвала и честь советским тем солдатам,
Которые в сраженьях победили.
В Победе подвиг есть и могилевский,
Бойцы стояли насмерть в сорок первом,
Сражался смело гарнизон геройский
И мужеством своим был всем примером.
Враг нагло лез, отпора не встречая
И вдруг отбиты все его атаки:
Пехота немцев численность теряет,
Горят, как свечки, в поле вражьи танки.
Такое было… И сегодня снова
Не вспомнить это не имеем права.
Кто был в той обороне Могилева –
Вам всем поклон потомков!
Честь и слава!
Стоят на страже воины-солдаты,
Чтоб мирно спали и трудились люди.
Стреляют пусть в честь юбилейной даты,
А вот войны пусть никогда не будет!
Зов памяти
Время дальше уносит
Сорок первый тот год.
К нему память нас просит
Вновь вернуться, зовет.
Ты, как воин, был призван,
Стал ареной боев,
На защиту Отчизны
Грудью встал Могилев!
Двадцать три дня сражался
И неравный вел бой –
Явно враг просчитался
В своих планах с тобой.
Шел он маршем парадным
По Европе, а тут –
Бьют его беспощадно.
Погибают, но бьют!
И горят в поле танки –
Под Москву не прошли,
Их стальные останки
Здесь могилу нашли.
Велико их значенье –
Тех великих боев.
И велик, без сомненья,
Подвиг твой, Могилев!