Брак – не прокатит
Специалисты лаборатории неразрушающего контроля Жлобинского вагонного депо освоили механизированный способ ультразвукового контроля осей колесных пар вагонов с использованием современного устройства сканирования УСО-1А-1.
– Ранее ось диагностировали ручным способом. Производственный процесс проходил медленнее и требовал гораздо больших усилий и внимания, – отмечает начальник лаборатории Денис Будник. – А применение новой технологии контроля осей колесных пар при текущем ремонте подвижного состава повышает вероятность обнаружить в труднодоступных местах скрытые дефекты.
Устройство сканирования осей УСО-1А-1 используется в Жлобинском вагонном депо в паре с дефектоскопом типа УД2-102 «Пеленг». Таким образом можно проводить ультразвуковой контроль всех необходимых зон оси колесной пары за один поворот без демонтажа буксового узла – без снятия внутренних колец подшипников в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
– Это устройство по размеру небольшое и имеет малый вес, но его функциональный потенциал огромен, – делится впечатлениями один из опытнейших дефектоскопистов по магнитному и ультразвуковому контролю 6-го разряда Лилия Щукина.
В 2018 году она стала победительницей республиканского конкурса «Лучший специалист неразрушающего контроля» в номинации «Вихретоковый контроль». – Новое устройство способно обнаружить скрытые дефекты в шейке оси в зоне разгрузочной канавки и под внутренней кромкой кольца подшипника, а также между ними. Кроме того, с высокой точностью выявить дефекты в подступичной части оси под внешней и внутренней кромкой ступицы колеса.
Ежегодно специалисты лаборатории неразрушающего контроля Жлобинского вагонного депо проверяют более 50 тыс. деталей грузовых вагонов. Справляются с таким большим объемом всего 19 работников. Все дефектоскописты сертифицированы на 2-й уровень по существующим методам неразрушающего контроля.
Высокая квалификация персонала и техническая оснащенность лаборатории позволяют жлобинским профи на должном уровне осуществлять неразрушающий контроль широкого спектра узлов и деталей вагона. Особое внимание – оси колесной пары, цельнокатаному колесу, внутреннему, наружному и упорному кольцам роликового подшипника, боковой раме и надрессорной балке тележки, корпусу автосцепки, тяговому хомуту и другим важным узлам и деталям подвижного состава.
Неразрушающий контроль в вагонном депо проводят на семи специально оборудованных позициях, расположенных на разных участках предприятия. Все начинается с визуального осмотра поверхности объекта контроля на отсутствие видимых недопустимых дефектов. Помимо самого простого метода неразрушающего контроля применяются и другие, например: вихретоковый, ультразвуковой, акустико-эмиссионный и магнитный – магнитопорошковый, феррозондовый.
– От качества проведения неразрушающего контроля деталей и узлов вагонов зависит не только эффективность использования подвижного состава, но и безопасность движения поездов, – отмечает Денис Будник. – Поэтому выполняем свою работу скрупулезно, осознавая серьезную ответственность. Очень помогают процессу и современные приборы с программным управлением, которые позволяют минимизировать человеческий фактор при проведении дефектоскопирования. Незаменимым, уже точно можно говорить, стало и новое устройство сканирования УСО-1А-1, которое позволяет проконтролировать самые труднодоступные места деталей и выявить скрытый от глаз дефект.
Лидия СЕРГЕЕВА