Сентябрь
Ср
11
2024

По жизни – изобретатель

На счету главного конструктора локомотивного депо Барановичи Александра Оксенюка только поданных и внедренных рацпредложений больше, чем дней в году. При этом железнодорожнику было всего 15 лет, когда воплотилась в жизнь его первая новаторская идея.

«Чтобы чувствовать себя в гармонии с собой и миром, нужно заниматься любимым делом», – утверждают психологи. И превратить хобби в работу мечтают многие, но удается не всем. Александру Оксенюку повезло стать обладателем этого «счастливого билета».
– Придумывать что-то новое, можно сказать, наша семейная традиция, – рассказывает Александр Сергеевич. – Заложил ее отец – заслуженный рационализатор и изобретатель СССР. Отлично помню самодельный кульман на его столе и простейшую рейсшину, с помощью которой переносил на бумагу свои задумки. Папа любил «кулибничать» и за чертежной доской проводил много времени. Фактически все разработки связаны с его профессиональной деятельностью на магистрали – он был машинистом Коростенского завода железобетонных шпал. В детстве мне нравилось проводить время в кабине тепловоза, которым управлял отец. Он с почтением относился к выбранной профессии, любил изобретать и «заразил» этим меня. Поэтому среди железнодорожников и новаторов я – не случайный прохожий.
Александр Оксенюк родом из Украины. Учился в киевском отраслевом техникуме. Первую производственную практику проходил на Дарницком вагоноремонтном заводе.
– Меня задействовали на поточной линии ремонта подшипников скольжения, одной из технологических операций была «срезка» электросваркой валика крышки букс, – вспоминает собеседник. – Работа не из легких и объемы немаленькие. Чтобы упростить себе задачу, решил придумать какое-нибудь приспособление. Довести его до ума в части оформления помог отец, а на производстве реализовал сам. Идея устройства оказалась проста: сделать рядом с поточной линией отдельную поворотную площадку для букс со специальным рычагом, который бы удерживал их во время резки. Усилий меньше и существенно экономилось время. Это было первое рацпредложение, разработанное и внедренное на производстве мной, 15-летним подростком, спустя месяц практики.
Далее учащийся Киевского техникума железнодорожного транспорта практиковался в рефрижераторном вагонном депо Валга (Эстония). На это же предприятие устроился после окончания учебного заведения и практически сразу был направлен в БИИЖТ.
– В техникуме я получил специальность техника-электромеханика, а также освоил ряд других профессий: сварщика, токаря, слесаря. В гомельском институте стал вагонником. Приобретенные знания и навыки оказались отличным подспорьем в техническом творчестве, – рассказывает Александр Сергеевич. – Рационализаторство всегда было рядом – и когда стал начальником производственно-технического отдела рефрижераторного вагонного депо Валга, затем на малой родине супруги – в Барановичах, куда переехал спустя три года в 1989-м. Будучи вагонником, я все же хотел устроиться в локомотивное депо. Но вакансия появилась лишь спустя 10 лет. За это время поработал директором местного центра научно-технического творчества молодежи, начальником конструкторско-технологического бюро станкостроительного завода, возглавлял один из участков завода «Энергодеталь». Успел освоить новые профессии, пополнить знания, усовершенствовать навыки конструирования. Можно сказать, прошел повышение квалификации и вернулся в депо с большим багажом знаний и изобретательским потенциалом.
Новый инженер-технолог Александр Оксенюк творчески подошел не только к выполнению должностных обязанностей, но и к изучению предприятия. Чтобы понять, что же такое локомотивное депо и чем оно живет, он сменил рабочий кабинет на шкафчик в цеху, надел спецодежду и на пару с опытным слесарем по ремонту подвижного состава Сергеем Хвальдриком стал разбирать различные элементы локомотива. В это время, в 1999-м, в депо осваивался капитальный ремонт электровоза ЧС4Т. Вместе с опытом пришли и идеи. Достаточно быстро нашел единомышленников-новаторов:
в прошлом начальник депо Владимир Никанович, старший мастер Игорь Грузинов, слесарь Владимир Скоморох, мастер инструментально-экспериментального участка Владимир Бурбицкий. Вслед за предложениями начали разработки.
– Основных направлений в моей профессиональной деятельности как инженера-технолога, главного технолога, которым стал спустя четыре года, или главного конструктора (эту должность занимаю пятый год) всегда два, – поясняет Александр Сергеевич. – Первое – популяризация технического творчества через раскрытие изобретательского потенциала железнодорожников. Для этого важно создать подходящие условия, чтобы занятие приносило удовольствие, чтобы человек почувствовал вкус к работе. Второе – облегчение процесса производства. Удается ли это? Конечно! Ведь в нашем депо правильный подход: здесь дают каждому возможность себя проявить.
Новаторские идеи Александру Оксенюку и коллективу отдела главного конструктора, который он возглавляет, подбрасывает сама жизнь. Поэтому все их проекты можно реализовать в первую очередь на базе депо или на профильных предприятиях страны. Кроме того, эти предложения направлены на импортозамещение. Креативный «цех» отдела небольшой – всего шесть человек, которые являются изобретателями-практиками. Облачившись в спецодежду, вместе со слесарями по ремонту подвижного состава, они воплощают в жизнь свои разработки.
Однако ноу-хау для усовершенствования и упрощения процесса ремонта и обслуживания подвижного состава – это не все, чем занимается Александр Оксенюк с коллегами. В техническом творчестве есть место и художественному направлению. Проявляется оно в создании необычных арт-объектов, которые украшают не только территорию предприятия, но и города, дарят неповторимый облик. Так, в минувшем году, по проектам и технологическим решениям мастера Владимира Бурбицкого, инженеров-конструкторов Дмитрия Лицкевича и Ильи Гусаковского, к 150-летию локомотивного депо Барановичи, появились новые инсталляции: оригинальный подвижный железнодорожный глобус и самобытная карта Беларуси. Кроме того, недалеко от депо был установлен памятный знак – макет паровоза серии В, который 28 ноября 1871-го провел через город первый товарно-пассажирский поезд.
– Если изготовлением макетов подвижного состава мы занимаемся давно, то создание красивых объемных конструкций – глобуса и карты – для нас в новинку. Поначалу даже не представляли, с чего начать. Но постепенно, методом проб и ошибок, освоили нестандартные технологические приемы на имеющемся в депо оборудовании, азы дизайна (внешний вид арт-объектов очень важен) и множество графических редакторов. И сейчас вместо «перекуров» работники делают вот такие красивые вещи (улыбается). К тому же, когда ты каждый день видишь результат своего труда, это подстегивает и вдохновляет. А еще наши дизайн-разработки имеют патриотическое значение: вызывают гордость за свое предприятие и страну, ее символику. К созданию каждого арт-объекта мы подходим основательно, изучаем историю. Поэтому все мои проектировщики могут многое рассказать, например, о флаге.

Образец технического творчества Александра Оксеника — стенды для обслуживания БКГ

Сейчас Александр Сергеевич трудится над созданием новой инсталляции, которая будет посвящена магистрали и Беларуси. Отмечает, что каждый в ней увидит что-то свое, как на картине художника, но, непременно, близкое и дорогое сердцу.
Автором скольких оригинальных и полезных разработок стал герой публикации, он и сам подсчитать не берется. Просто изобретает, и у каждого его творения – своя история. Есть те, которыми особенно гордится. Например, стенды для испытаний рессор и пружин электровозов серий ВЛ80С и БКГ, технологий восстановления кузовов локомотивов имеющих критические деформации. В настоящее время Александр Оксенюк занимается глобальным проектом, он касается разработки различных амортизирующих элементов локомотивов с применением азота (холода) и их повторного использования при заливке резины. Также в планах – изменение конструкции сайлентблоков рессорной подвески электровозов БКГ, чтобы аналогичные запасные части можно было изготавливать на базе любого локомотивного депо дороги.
Как человек творческий, мой собеседник помимо конструирования и изобретательства с юных лет увлекается фотографией. Его снимки в школьные годы часто публиковали в газете «Пионерская правда». Еще он любит рыбачить, как и отец, собирать грибы и… строить дома, ремонтирует и восстанавливает ретро-технику, которая является хобби для его детей и внуков. Они – гордость железнодорожника. Сыновья, правда, по его стопам не пошли, но тягу к творчеству унаследовали: Антон – дизайнер мебели, Артем отлично рисует. Супруга Елена, дефектоскопист локомотивного депо Барановичи, тоже поддерживает творчество – любит экспериментировать со стрижками и прическами для родных и друзей.
– Я не могу сидеть без дела и занятия выбираю такие, которые позволяют создать что-то новое и полезное, – отмечает Александр Оксенюк. – Когда стал главным конструктором, мое хобби – изобретательство – превратилось в работу. Могу с уверенностью сказать, что получаю абсолютное удовольствие от этого. И когда надо решить проблему, для меня это своего рода вызов, звездный час, когда могу «включить» весь внутренний потенциал на полную мощь. Эврика! – вот мой девиз.

Анастасия МЕЛЕХОВА

Яндекс.Метрика