Сентябрь
Пн
09
2024

Быть на шаг впереди

В мае ревизоры по безопасности движения поездов Белорусской железной дороги отметили свой профессиональный праздник. О традициях деятельности таких специалистов, секретах мастерства и приоритетах рассказал первый заместитель главного ревизора дорожного по безопасности движения поездов службы безопасности движения поездов Управления Белорусской железной дороги Николай Улащик (на фото).

День ревизора по безопасности движения поездов на Белорусской магистрали был установлен сравнительно недавно – 17 мая 2018 года. Однако у этой даты давняя история.
– Ее выбрали неслучайно, – отмечает Николай Улащик. – Ведь именно 17 мая в 1937 году был подписан приказ руководителя Народного комиссариата путей сообщения СССР Лазаря Кагановича «О ревизорах НКПС по безопасности движения».
Ревизорский аппарат создали для обеспечения безаварийной работы, борьбы за ликвидацию крушений и аварий, контроля за выполнением Правил технической эксплуатации железных дорог. Кроме того, поручалось проверять уровень квалификации работников магистрали, задействованных в обеспечении движения поездов, а также следить за состоянием строений, пути, подвижного состава. Еще одна важная задача – участие в расследовании причин крушений и разработке мер по предупреждению таких событий, организация учета и анализа нарушений безопасности движения поездов.
Важный шаг к обозначению значимости деятельности ревизоров был сделан на заседании профильной комиссии Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, которое прошло в Казани в 2017 году. Именно тогда подняли вопрос об установлении такого профессионального праздника на всем «пространстве 1520».

Выявлять и предотвращать

За десятилетия стальная магистраль значительно преобразилась: пришел более эффективный подвижной состав, существенные перемены затронули путевую и другую инфраструктуру, широкое внедрение получили автоматизация и информационные технологии. Тем не менее среди основных критериев оценки деятельности железнодорожников и факторов привлекательности услуг по перевозке пассажиров и грузов остается безопасность движения поездов. И для ее обеспечения ревизоры прилагают много усилий.
– Наши главные цели – выявлять проблемы и предотвращать ошибки, – объясняет Николай Петрович. – Мы должны не просто реагировать на нарушения, а действовать на опережение, быть на шаг впереди.
Как и 85 лет назад, в самом начале формирования ревизорского аппарата, по-прежнему одна из основных причин нарушений безопасности движения поездов и отказов технических средств на дороге – человеческий фактор, оказывающий негативное влияние на содержание и ремонт техники и объектов инфраструктуры. Поэтому внимание ревизоров направлено на улучшение качества ремонта и обслуживания подвижного состава, пути, иных объектов.
Но, как свидетельствует многолетний опыт, успешная работа коллектива зависит от каждого железнодорожника, его ответственного отношения к делу, неукоснительного выполнения должностных обязанностей и требований нормативных документов. С учетом этого ревизоры проводят обширную профилактическую работу, ведь мало знать инструкции, нужно еще и понимать, почему введены такие правила, и строго их выполнять.
– Важно не только проводить расследования, устанавливать причины нарушений и виновных в их возникновении, но и в процессе живого общения с железнодорожниками разбирать сложные вопросы, разъяснять нюансы, пополнять багаж их знаний, – отмечает Николай Улащик.

Коллектив и ветераны службы безопасности движения поездов

В Управлении и отделениях

На Белорусской железной дороге трудятся около 60 ревизоров по безопасности движения поездов. Они работают в профильной службе, а также в службах пути, пассажирской, перевозок, вагонного и локомотивного хозяйства, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, сигнализации и связи Управления дороги. С учетом расширения полигона электрификации рассматривается возможность введения этой должности в службе электрификации и электроснабжения.
Важный вклад в общее дело вносят и специалисты аппаратов главных ревизоров отделений дороги. У каждого из представителей этих подразделений есть определенная специализация, но цель одна – обеспечение безопасности движения поездов и выполнения маневровой работы.
– На ревизора не учат в вузах, – обратил внимание Николай Улащик. – Багаж знаний накапливается в результате напряженного труда в определенном хозяйстве, участия в расследовании нарушений, перенимания опыта у компетентных коллег. Не обойтись и без самообразования.

Расширять знания

Ревизоры регулярно повышают квалификацию в БелГУТе, других вузах. Они должны обладать передовыми знаниями, быть в авангарде внедрения новых технологий и использования современного оборудования.
– В текущем году мы организовали курсы повышения квалификации для всех ревизоров по безопасности движения поездов, осуществляющих контроль в локомотивном хозяйстве Белорусской магистрали, – информирует Николай Петрович. – Обучение прошло на базе Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Тема – организация и проведение неразрушающего контроля узлов и деталей локомотивов и моторвагонного подвижного состава на предприятиях локомотивного хозяйства. Хотелось бы выразить благодарность руководству подразделения за качественное проведение курсов. Участники высоко оценили полезность таких занятий. С учетом этого запланировано аналогичное обучение для ревизоров по безопасности движения поездов, осуществляющих контроль в вагонном хозяйстве. В текущем году запланировано также повышение квалификации работников службы безопасности движения поездов в БелГУТе.

В режиме онлайн

С течением времени методы работы ревизоров по безопасности движения поездов изменяются. Этому способствует, в частности, внедрение новейших технологий.
– Некоторые объекты хозяйства электрификации и электроснабжения не требуют обслуживания со стороны человека, управление может осуществляться дистанционно, – приводит пример Николай Улащик. – Установленные там камеры видеонаблюдения позволяют отслеживать обстановку в режиме реального времени, а при необходимости – просматривать архивные записи. Видео-
регистраторы есть и в кабинах инновационного подвижного состава. Ревизоры просматривают записи камер и применяют полученные данные для мониторинга соблюдения специалистами технологий работ и должностных инструкций в режиме реального времени. Используют их и при расследовании нарушений.
Новые подходы позволяют повышать эффективность деятельности ревизоров, но вовсе не превращают их труд в исключительно кабинетный. По-прежнему до 70% рабочего времени такие специалисты должны проводить в выездах на линию – в депо, дистанции, на участки и околотки. Они стараются это делать оперативно, на объектах встречаются с большим числом железнодорожников, разбираются в сложных ситуациях, проводят образовательно-профилактические беседы. Помимо этого, ревизоры принимают активное участие в разработке и совершенствовании нормативной документации, в сфере безопасности движения поездов.
Весьма важный период – дорожный и отделенческие комиссионные осмотры хозяйств магистрали. Ревизоры службы задействованы в подготовке, проведении таких мероприятий, а также анализе выявленных нарушений, выработке предложений по их исправлению.

Принципиальный подход

Специфика деятельности ревизоров – напряженный режим труда, множество поездок, встреч, скрупулезная работа с документами. Это требует не только высокого профессионализма, но и особых человеческих качеств.
– В первую очередь должна быть самодисциплина, – уверен Николай Петрович. – Крайне важны также принципиальность, честность. Ведь, как правило, не бывает такого, чтобы в нарушении безопасности движения поездов был виноват только один человек. Чаще всего сбой – результат сочетания нескольких факторов, несогласованность действий железнодорожников, занятых в смежных сферах.
Поэтому, по его словам, ревизор должен стараться честно и беспристрастно анализировать каждое нарушение, проводить профилактическую работу. От твердости его позиции зависит не только установление истинных причин конкретного нарушения, но и возможность предостеречь железнодорожников от аналогичных ошибок в будущем.

Единой командой

Морякам желают семи футов под килем, летчикам – мягкой посадки. А наилучшее пожелание для ревизоров – обеспечение безопасности движения поездов. Ведь именно по этому параметру и оценивается эффективность их деятельности. Статистика последних 12 лет свидетельствует о том, что представители этой профессии действительно преуспели, добились положительных результатов. В этом заслуга каждого ныне работающего ревизора, а также нескольких поколений ветеранов, которые сохранили традиции, стали хорошими наставниками для своих более молодых коллег.
– Рад поздравить с этой праздничной датой, с 85-летием образования ревизорского аппарата по безопасности движения всех ревизоров, которые в настоящее время трудятся в нашей службе, службах Управления дороги и аппаратах главных ревизоров отделений, а также тех, кто перешел на другие должности, и кто вышел на заслуженный отдых, – обратился Николай Улащик. – Хочу поблагодарить всех за вклад в обеспечение безопасности движения поездов, пожелать крепкого здоровья, благополучия, удачи и успехов в труде на благо родной магистрали и выполнения всех поставленных задач!

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика