По рельсам истории
Железнодорожный вокзал в Могилеве по праву называют архитектурной жемчужиной города на Днепре. Построенное в стиле позднего классицизма, это здание и впрямь больше напоминает дворец. И что особенно удивительно, вокзалу почти удалось сохранить свой первоначальный облик.
Однако прежде чем местные жители получили возможность путешествовать на поездах, им пришлось писать прошения не в одну высокую инстанцию с просьбой провести железнодорожную линию через Могилев, тогда как ближайшие губернские города и даже некоторые уездные уже пользовались этим видом транспорта. Последствия удаленности региона от основных коммуникаций страны сказывались в первую очередь на местной торговле и промышленности. Могилевская городская дума неоднократно хлопотала в министерствах путей сообщения и внутренних дел о соединении города железнодорожной линией с Оршей. В 80-х годах XIX века даже появились проекты по сооружению путей через Могилев, разработанные по заказу акционерных железнодорожных обществ и частных лиц. Но все они, как и попытки их воплощения, так и остались нереализованными.
Император Николай II утвердил возведение стальной магистрали от Витебска до станции Жлобин Либаво-Роменской железной дороги в 1900 году. Правительство решило проложить путь длиной 264 версты по правому берегу Днепра. Пропускная способность линии предусматривала две пары пассажирских и семь пар грузовых поездов в сутки. Скорость движения устанавливалась 30 верст в час для пассажирских поездов и 20 – для грузовых. Финансировалось строительство за счет государственных средств. Под Витебско-Жлобинскую линию и под станцию потребовалось отчуждение в Могилеве 41 десятины земли, которая перешла в распоряжение железнодорожного ведомства.
По результатам предварительных изысканий, проведенных инженером Саханским, станцию планировалось строить в Могилеве в южном направлении по Быховскому тракту и Бобруйскому шоссе. Однако городские власти выступали за ее возведение на северо-западной окраине города по Шкловскому тракту. И на этот выбор повлиял рельеф местности. Дело в том, что дорога по Шкловскому тракту к центральной части города проходила без подъемов и спусков, чего нельзя было сказать об участке между Быховским трактом и Днепровским проспектом.
Большую и ровную площадку для будущей станции Могилев выбрали в трех верстах к северу от города. Изначально она задумывалась в основном как пассажирская: в то время в губернском центре не было ни одного крупного предприятия, работающего на привозном сырье. Из местных материалов для перевозчиков определенный интерес представлял лес, но его дешевле было сплавлять вниз по Днепру.
Весной 1900 года приступили к строительству Витебско-Жлобинской линии, а к осени на всем ее протяжении земляные работы по устройству полотна дороги и искусственных сооружений (мостов и труб) были закончены, началась укладка пути. Кстати, широкая низина в пойме реки Дубровенки доставила строителям много хлопот.
На станции Могилев возвели, кроме вокзала, водоемную башню, торговую контору со складом, открытыми и закрытыми площадками для хранения грузов, склад топлива для паровозов, воинскую платформу, паровозное депо на 14 стойл, мастерские при депо, склад материалов и запчастей для Могилевского участка тяги и участков пути, приемный покой, другие служебные здания.
Вокруг вокзала появилось около двух десятков одноэтажных деревянных построек усадебного типа, большинство из которых предназначалось для служебного жилья работников станции. Это было связано с тем, что таких специалистов в Могилеве не нашлось, их переводили с участков Риго-Орловской железной дороги, к которой присоединили ветвь Витебск – Жлобин. При этом служебное жилье получили не только руководители, но и рядовые сотрудники: сторожа, стрелочники, кассиры, водоливы, составители поездов, дворники, садовники, телеграфисты, печники, плотники, кузнецы.
Вокзал станции Могилев был торжественно открыт 24 декабря 1902 года. Первый локомотив, который вела бригада Витебского паровозного депо, отошел от перрона под звуки духового оркестра. В акте освидетельствования специальной комиссии под председательством старшего инспектора-инженера В. М. Панова сообщалось: «Вокзал станции Могилев облицован киевским кирпичом, крыша покрыта 12-фунтовым листовым железом. Имеется центральное отопление по системе Кайффера. Имеется помещение на вокзале для временного пребывания членов правительства».
В начале XX века в этом губернском городе подобных зданий было немного. По красоте и убранству сравниться с ним мог, пожалуй, только местный театр. К услугам пассажиров были два зала ожидания, буфет, багажное отделение, почта, телеграф. Вокзал возвели одноэтажным, с модной в то время коридорной системой планировки. Симметрию ему придавали две пристройки в торцах, а центральное место занимал вестибюль восьмигранной формы. Над ним и пассажирскими залами размещались застекленные фонари для верхнего освещения. Большие окна полуциркульной формы, пилястры и полуколонны, облицованные рельефной каменной кладкой…
В Памятной книжке Могилевской губернии за 1903 год приводится список первых руководящих работников станции: ее начальник Илья Чистяков, помощники Станислав Лапырь и Николай Губин, ревизор движения Сергей Сергеев, ревизор поездов Чеслав Паевский, нарядчик кондукторных бригад Яков Клявин.
Учитывая, что вокзал располагался за городом, сначала пассажиров к поездам доставляли извозчики, затем проложили линию конки, которая связала две площади – Привокзальную и Губернскую. В 1911-м появились два таксомотора, владельцем которых был Самуил Сагал – родственник известного художника Марка Шагала. Регулярное пассажирское движение началось здесь только в 1904 году, но через Могилев поезда ходили редко: один-два в сутки. Что неудивительно: путешествие на поезде было недешевым удовольствием. К примеру, поездка до Петербурга в вагоне 1-го класса обходилась примерно в 20 рублей, а самый недорогой билет стоил 11 рублей. По тем временам это равнялось среднему месячному заработку местных рабочих. На извозчике оказывалось значительно дешевле.
Однако и после ввода в эксплуатацию участка Витебск – Жлобин бурного роста экономики в регионе не произошло. Грузооборот на станции Могилев был небольшим: четыре-пять вагонов в сутки на прибытие и столько же на отправление. Пассажиров перевозили два вида поездов: почтово-пассажирский и товарно-пассажирский от Витебска до Жлобина и обратно.
Станция несколько оживилась с началом Первой мировой войны, когда из города стали уезжать на фронт солдаты, набранные из местного населения. Кстати, в те годы на станции Могилев в должности военного санитара служил русский поэт Сергей Есенин.
В августе 1915 года Ставку Верховного главнокомандующего российской армии перенесли из Барановичей в Могилев и город на Днепре стали называть военной столицей империи. Для царского поезда на станции соорудили специальный тупик. Николай II со свитой прибыл в Могилев 23 августа 1915 года.
До Великой Отечественной на Привокзальной площади находились вокзал, сквер и несколько зданий для размещения железнодорожных предприятий – дистанции пути и дистанции связи. В 1930-х построили клуб для работников магистрали, когда закончили сооружение железной дороги Рославль – Кричев – Могилев – Осиповичи. Но все строения были деревянными и сгорели во время войны, пострадал и сам вокзал. Разрушения оказались серьезными. но уже в 1945 году произвели капитальный ремонт.
В здании размещались почтовое отделение с телеграфом и деревянными будками междугородних телефонов, билетные кассы, комната матери и ребенка, медпункт, отделение милиции, автоматические камеры хранения, газетный киоск, парикмахерская, буфет.
Позднее было еще несколько реконструкций, построили здание билетных касс, багажное отделение. Последнее обновление завершилось в 2004 году, однако исторический облик комплекса был сохранен. И теперь железнодорожный вокзал в Могилеве – визитная карточка города на Днепре, где можно окунуться в эпоху начала XX века. Впрочем, в путешествие сквозь время пассажиров приглашают не только внешние исторические детали архитектурного облика. Пассажиров на перроне встречает и провожает… станционный смотритель. Бронзовая скульптура установлена в 2009 году на платформе рядом со входом в основное здание вокзала. Скульптор Владимир Жбанов смог с точностью передать образ железнодорожника, встречающего поезда в начале ХХ века. В одной руке у него часы на цепочке, в другой – фонарь на керосине. А рядом на стене вокзала красуется небольшой бронзовый колокол – тоже символ, в который может позвонить любой желающий.
Александра КОВАЛЁВА