Подтверждая личным примером
О таких людях, как ветеран Савва Шпудейко, обычно говорят: «Живет для других». У этого активного и деятельного человека всегда было много интересных идей по развитию вокзала станции Брест-Центральный, которому он посвятил не один десяток лет. Не жалел железнодорожник свободного времени и на общественную работу – более 30 лет был неосвобожденным председателем профсоюзного комитета. «Брюки в кабинете не просиживал», – с улыбкой замечает ветеран. Его энергии и бодрости духа и теперь можно только позавидовать. Савве Тихоновичу 12 июня исполнится 85.
Малая родина Саввы Шпудейко – деревня Городная Столинского района. С ранних лет помогал родителям на земле, привык к труду. Не минули его семью испытания тяжелого военного времени: пришлось пережить и голод, и холод. До сих пор память хранит детские воспоминания о том, как фашистские захватчики наводили свои порядки в деревне. В такой обстановке рано взрослели. Уже после окончания восьми классов школы и Савва Тихонович пошел трудиться в местный колхоз. Затем работал землекопом, а после учетчиком на кирпичном заводе. Никакой работы не боялся. А она у него спорилась.
Большой жизненный опыт получил герой публикации во время срочной службы, которую проходил на территории Польши – в авиационном полку в составе Северной группы войск. Уволившись в запас, вернулся в родные края.
А в 1960-м вновь позвала дальняя дорога: мой собеседник в числе первых добровольцев отправился на освоение целины в казахстанские степи – в Актюбинскую область. Это время ветеран вспоминает с ностальгией, хоть было оно и непростым, но зато многому научило. Там он освоил профессию тракториста.
Следующая страница биографии героя связана с родными местами. По возвращении в Беларусь он непродолжительное время работал в Бресте в строительной отрасли. По совету знакомой поступил на вечернее отделение в брестский железнодорожный техникум. С этого началась его история на магистрали. Сразу же Савва Шпудейко вдохновился романтикой дальних странствий, жизнью на колесах – начинал в Брестском вагонном участке проводником пассажирского вагона. География его поездок охватывала весь Советский Союз. Ездил и на поездах, которые курсировали в Польшу. В 1969 году Савва Тихонович перевелся на вокзал станции Брест-Центральный, с которым оказался связан долгие годы. От приемосдатчика груза и багажа «вырос» до дежурного по вокзалу. Он любил свою работу, с душой подходил к ней. И до сих пор его опыт – это его гордость.
– Было много хорошего, – вспоминает ветеран. – Особенно помнится знаковый 1986 год, когда встречали вековой юбилей вокзала. К нам в гости прибыли различные делегации, в том числе и зарубежные коллеги. По случаю юбилея коллектив был награжден Почетными грамотами Министерства путей сообщения СССР и Управления Белорусской магистрали. Важным событием стало и участие в ВДНХ СССР, на которой наш коллектив получил диплом I степени.
В копилке самого ветерана – знак «Почетному железнодорожнику», орден Трудовой Славы III степени и другие награды.
Савва Шпудейко сегодня с удовольствием делится опытом, радуется успехам коллектива, отмечая, что современная молодежь – умная и талантливая. Его главный совет – получить крепкие знания, которые помогут стать настоящими профессионалами в своем деле. «А еще важно научиться ценить труд других людей», – подчеркивает ветеран. Таким принципом руководствовался и сам Савва Тихонович. Неудивительно, что те, с кем он работал, и спустя годы отзываются о нем с уважением.
– Это ответственный, серьезный человек. Он трудился с отдачей, всего себя отдавал общественной работе. Савва Тихонович многое может рассказать не только о прошлом вокзала, но и всего Брестского железнодорожного узла, ведь увлечение историей стало важной частью его жизни, – отмечает председатель совета ветеранов Брестского отделения Евгений Голубоцкий. – Савва Тихонович вместе с инструктором производственного обучения Юрием Наймушиным стояли у истоков создания историко-политического музея вокзала (сейчас комната истории). Он был открыт в 1986 году при поддержке начальника предприятия Сергея Столярчука.
Архивные материалы, в том числе документы и фотографии, собранные Саввой Шпудейко не только в нашей стране, но в России и Литве, – воссоздают историю брестского вокзала. С ней мой собеседник ознакомил множество гостей. Причем не только железнодорожников, учащихся школ, а также отраслевых лицея и колледжа, но и много других. Так, количество экскурсий, которые провел ветеран, исчисляется сотнями!
На заслуженном отдыхе Савва Тихонович около 15 лет. В свое время он возглавлял совет ветеранов вокзала. отмечает, что и на пенсии всегда находит себе занятие.
– К примеру, читаю отраслевую газету, – продолжает собеседник. – Ее выписываю с тех пор, как пришел на магистраль. В самом начале пути она помогала мне найти ответы на многие вопросы, войти в новую для меня транспортную отрасль, узнать ее историю. И сейчас с большим интересом слежу за железнодорожными новостями, не теряю связь с родным предприятием.
Душа в душу живет ветеран с женой Алевтиной Александровной уже более 60(!) лет. Кстати, они познакомились на станции Горынь. Тогда герой публикации еще даже и не думал, что свяжет жизнь с магистралью. В счастливом и крепком браке родились двое детей – Ирина и Инесса. Последняя пошла по стопам отца и тоже стала железнодорожницей. Радость дедушке и бабушке приносит общение с внуками и правнуком.
– Молодежи нужно уделять много времени и внимания, стараться передать богатое историческое наследие, – подытоживает Савва Тихонович.
И он, настоящий летописец вокзала, подтверждает эти слова делом, личным примером.
Екатерина ОСОВСКАЯ