Дорога начинается со школы
Белорусская железная дорога, которая в текущем году отмечает 160-летие, сильна своими традициями. Ежегодно множество молодых специалистов, вчерашних выпускников лицеев, колледжей и университетов, становятся частью большого коллектива магистрали. Они перенимают опыт старшего поколения и добиваются новых успехов. А некоторые делают первые шаги в профессии еще в школьные годы. Как поддержать их стремление, повысить интерес старшеклассников к железнодорожным специальностям? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, который состоялся (в режиме онлайн) по инициативе журналистов редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии».
В нем приняли участие ведущий специалист отдела развития персонала службы организационно-кадровой работы Управления дороги Наталья Альхимович, руководитель транспортного класса СШ № 22 Могилева Владимир Гребёнкин, заместитель директора по учебной работе СШ № 16 Барановичей Марина Стома и заместитель начальника Детской железной дороги имени К. С. Заслонова Светлана Марутко.
Наталья Альхимович:
– Профориентация школьников, знакомство их с железнодорожными профессиями и спецификой функционирования Белорусской магистрали – важное направление комплексной работы по привлечению молодых специалистов, укреплению кадрового потенциала БЖД. Открытие соответствующих профильных классов в школах по всей стране способствует решению таких задач.
В рамках реализации программы дополнительного образования детей и молодежи, направленной на профессиональную ориентацию, созданы и в настоящее время функционируют транспортные классы на территории трех отделений: Могилевского, Барановичского и Гомельского. Эту работу всесторонне поддерживает руководство Белорусской железной дороги и организаций, входящих в ее состав.
К примеру, транспортные классы ежегодно формируются на базе школы № 22 Могилева. При этом набор осуществляется не только из числа ее старшеклассников, но и детей из других учреждений среднего образования. Занятия по программе объединения по интересам проводит руководитель транспортного класса, почетный железнодорожник, председатель совета ветеранов Могилевского отделения Владимир Дмитриевич Гребёнкин. Учебный кабинет школы оснащен соответствующими стендами и плакатами. План включает тематические занятия, встречи с работниками и ветеранами магистрали – представителями различных профессий, а также экскурсии на предприятия отделения, поездки в другие регионы Беларуси.
Каждый транспортный класс имеет определенную специфику, применяются различные подходы. Это позволяет, с одной стороны, учитывать особенности местного рынка труда, степень развития железнодорожной инфраструктуры, реагировать на запросы нанимателей и школьников. А с другой – тестировать на практике эффективность разных систем обучения, выделять и в дальнейшем распространять наиболее успешные наработки.
В средней школе № 16 Барановичей делают акцент на тесном взаимодействии с Барановичским подразделением Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Именно его преподаватели разработали программу и проводят занятия, на которых подробно знакомят школьников со структурой Белорусской железной дороги, особенностями взаимодействия представителей разных подразделений и азами железнодорожных профессий.
С 2021/2022 учебного года открыты железнодорожные классы при Гомельском колледже – филиале БелГУТа. В этом задействованы средние школы № 4, № 5 и № 41 города над Сожем. Руководство Гомельского отделения и структурных подразделений оказывают содействие в организации учебного процесса, проведении экскурсий на предприятия магистрали.
Важный вклад в профориентацию подростков вот уже на протяжении почти 70 лет вносит Детская железная дорога имени К. С. Заслонова, действующая в Минске.
Во всех отделениях проводится и другая работа, направленная на популяризацию железнодорожных профессий среди школьников.
Владимир Гребёнкин:
– Рассказывать о железнодорожных профессиях можно даже в детском саду и в младших классах школы. Но это нужно делать на простом, понятном для малышей языке. А эффективнее всего, как мне кажется, заниматься со старшеклассниками. Ведь они уже способны усваивать сложную техническую информацию, имеют некоторые знания по математике, физике и другим дисциплинам. Кроме того, старшая школа – время, когда нужно определяться с будущей профессией и выбирать колледж или вуз для поступления.
Обучение подростков азам железнодорожных профессий на базе 22-й могилевской школы имеет давнюю историю. Мы начинали эту работу около 10 лет назад. С тех пор ежегодно формируем транспортные классы и проводим в них занятия. Могу отметить, что интерес школьников к железнодорожным профессиям действительно есть.
Программа включает как теоретические занятия, так и встречи с железнодорожниками, посещение предприятий магистрали, выезд на экскурсии. Очень важно, что руководство Могилевского отделения всячески это поддерживает. Весьма символично, что на одно из первых занятий в новом учебном году к ученикам транспортного класса приходит в гости начальник отделения или его заместитель. Это стало уже доброй традицией.
Каждый год в учебной программе, как правило, много мероприятий. Среди них, в частности, посещение станции Могилев, изучение особенностей работы сортировочной горки. Со спецификой своей деятельности знакомят ребят и специалисты дистанций пути, сигнализации и связи, электроснабжения. Выездные мероприятия также проходят в Кричевском и Слуцко-Калийном узлах. Яркие воспоминания остаются и по итогам визита на пункт перестановки вагонов в Брест. Познавательно и полезно посещение Могилевского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Традиционно для ребят организуют встречи и с опытными железнодорожниками, в том числе ветеранами магистрали. Живое общение, личный пример – это эмоционально заряжает школьников, усиливает интерес к железнодорожным профессиям. Посещение предприятий – тоже важный элемент профориентации. Определиться с выбором профессии помогают и встречи с представителями БелГУТа и других учебных заведений.
В завершившемся учебном году из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, не все задуманное удалось реализовать. Однако в дальнейшем предполагается действовать в полном соответствии с запланированной программой.
В последнее время в законодательство Беларуси были внесены определенные изменения, благодаря которым расширен круг лиц, которые могут претендовать на целевое направление для обучения в вузе. И теперь у учащихся транспортного класса есть дополнительная мотивация активно постигать азы железнодорожных профессий.
Хорошим стимулом для подростков могли бы стать регулярные практические занятия на предприятиях магистрали. Например, я в школьные годы за пару лет получил не только опыт, но и специальность – стал слесарем-дизелистом. Вот и современным ребятам было бы полезно хотя бы раз в неделю ходить на то либо иное железнодорожное предприятие, выполнять там простую работу и постепенно осваивать важные навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Однако некоторые ограничения, установленные в законодательстве, пока препятствуют организации такой практики. Надеемся, что будут приняты соответствующие решения, которые повысят эффективность деятельности транспортных классов.
Марина Стома:
– Анализ итогов поступления выпускников нашей школы в учебные заведения железнодорожного профиля показал, что интерес к таким профессиям достаточно высок. Есть поступившие в Брестский колледж – филиал БелГУТа, Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича, БелГУТ. И это вполне закономерно: Барановичи – крупный железнодорожный узел, где на предприятиях стальной магистрали трудятся многие родственники наших учащихся. Это является хорошим ориентиром для подростков при выборе ими будущего профессионального пути.
В завершившемся учебном году в нашей школе функционировали два транспортных класса (восьмой и девятый) с углубленным изучением физики, математики и информатики на факультативных занятиях. Образовательный процесс был организован на базе школы. Профориентационная подготовка осуществляется по программе объединения по интересам «На пути к профессии: основы железнодорожного транспорта» на базе Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. На таких занятиях школьникам рассказывали об особенностях функционирования Белорусской железной дороги, в том числе об основных ее службах и подразделениях, взаимодействии между ними, специфике труда представителей различных профессий на магистрали. Для закрепления знаний и лучшего усвоения темы для учащихся проводили экскурсии на предприятия отрасли, встречи с железнодорожниками и ветеранами.
В 2022/2023 учебном году планируем открыть профильный класс транспортной направленности для десятиклассников. Мы развиваем тесное сотрудничество с БелГУТом. Это станет для подростков дополнительным стимулом связать свой будущий профессиональный путь с железной дорогой, поступив в этот вуз.
С учетом полученного опыта мы будем совершенствовать систему обучения в транспортном классе. Задача школы – в том числе научить подростков сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь им сделать правильный выбор с учетом индивидуальных особенностей, требований современного рынка труда. Для решения этих задач необходимо повышать интерес детей к железнодорожным профессиям. Это комплексная работа. Ее успех зависит не только от школьных учителей, но и от преподавателей Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, работников железнодорожных предприятий. Однако в первую очередь определяющими являются мотивация, нацеленность на результат со стороны будущих абитуриентов и их родителей. Мы рады, что удается находить взаимопонимание, объединять усилия. Благодарим руководство Белорусской железной дороги за всестороннюю поддержку такой важной работы.
Светлана Марутко:
– Детская железная дорога имеет свою специфику. Опытным путем за долгие годы мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант – принимать школьников с 5-го класса.
В этом возрасте дети энергичные, с азартом учатся всему новому и при этом уже способны усваивать простую техническую информацию. Для ребят помладше это, как правило, сложнее.
Малая Белорусская по своей протяженности и количеству станций, конечно же, не может сравниться с большой стальной магистралью. Здесь и вагоны поменьше, и колея узкая. Но функционирует она по всем канонам Белорусской железной дороги: с четким расписанием движения, локомотивными и поездными бригадами, работой движенцев, путейцев и представителей других хозяйств. И все эти непростые задачи решают школьники под чутким и внимательным руководством взрослых. Задача педагогов-инструкторов – заинтересовать, вдохновить и помочь разобраться в непростой специфике железной дороги.
Обучение здесь проводится с октября по апрель. Ребята приезжают в учебный центр, расположенный недалеко от парка имени Горького один-два раза в неделю. За первый год они знакомятся с основами деятельности железнодорожного транспорта.
По итогам первого года занятий – стажировка, сдача зачета. Тот, кто успешно с этим справится, может во время летнего сезона перевозок попробовать себя в роли, например, диктора радиоузла, оператора при дежурном по станции, экскурсовода в поезде, дежурного по переезду.
Во второй и третий год ребята более подробно изучают специфику функционирования путевого, вагонного и локомотивного хозяйств, организацию движения поездов, применение информационных технологий. Только после успешного освоения этих знаний они могут уже работать проводником пассажирского вагона, помощником начальника поезда, помощником машиниста, дежурным по станции, а затем дорасти и до начальника станции или поезда, а также машиниста.
Когда набираем новых школьников, почти все мальчики мечтают стать машинистами, а девочки – проводниками. Но затем они знакомятся с разными железнодорожными профессиями и уже более осознанно делают выбор. А вариантов много. Кстати, на малой Белорусской, в отличие от большой магистрали, машинистами работают не только парни, но и девушки. Разобраться в особенностях профессий очень помогают экскурсии на железнодорожные объекты. Например, после визита на станцию Минск-Сортировочный чуть ли не половина мальчишек и девчонок решает стать движенцами.
У воспитанников Детской железной дороги нет дневников, как принято в школе. Зато, совсем как у студентов, есть зачетные книжки. Ребята стараются, ходят на занятия по зову сердца, спешат на встречу с друзьями и новыми знаниями.
А педагоги-инструкторы стараются подогревать их интерес. Они доводят до детей сложную техническую информацию более понятным и простым языком. Например, могут сравнить буксу вагона с популярной в свое время игрушкой – спиннером. В учебных аудиториях, оборудованных наглядными пособиями, можно разобрать и собрать узлы, потрогать их руками. Очень помогают и тренажеры-симуляторы, а также инфраструктура и подвижной состав действующей Детской железной дороги.
Наши воспитанники также занимаются в кружке моделирования железнодорожного транспорта, создают миниатюрные копии локомотивов, вагонов, станций. А еще изучают историю магистрали, пробуют себя в роли экскурсоводов. Благодаря этому им легче даются некоторые дисциплины в школе, а затем и обучение в техникуме, колледже или вузе.
Привлекает детей и возможность ездить на экскурсии, встречаться с ровесниками с других детских железных дорог. Некоторые воспитанники даже после завершения трехлетнего курса обучения продолжают сюда приходить. Они помогают начинающим и углубляют собственные знания. Ежегодно многие из них успешно поступают в профильные учебные заведения среднего специального и высшего образования.
Секрет популярности Детской железной дороги – это в первую очередь возможность попробовать себя во взрослом деле, изучать технику и участвовать в перевозках пассажиров. Наши воспитанники носят железнодорожную форму, испытывают гордость, ощущая себя частью большого коллектива Белорусской магистрали.
Руслан АНАНЬЕВ
Фото Анастасии ЛАРИНОЙ
и из архива редакции