«Молодая гвардия» Лунинца
В местах захоронения железнодорожников, принимавших участие в подпольной и партизанской деятельности на территории района в годы Великой Отечественной войны, побывали учащиеся 5 класса средней школы № 1 Лунинца. О событиях тех лет детям рассказал председатель профсоюзного комитета местного локомотивного депо Александр Мотор. Во время встречи он напомнил ребятам о том, как важно беречь память о юных героях войны, многие из которых отдали за мир и Победу свои жизни.
…«Молодая гвардия» – так называется роман Александра Фадеева, который мы, будучи школьниками, читали на уроках русской литературы. Молодой гвардией Лунинца я мысленно называю погибших партизан, места захоронения которых работники и члены профкома нашего предприятия посещают несколько раз в год. Чтим их память минутой молчания, возлагаем цветы… Каждый из них заслуживает уважения и безмерной признательности современников за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
…Их было четверо. О ком-то известно больше, о ком-то – совсем немного. Но в биографии каждого есть то, что их объединяет: все они – дети железнодорожников и родились в Лунинце. Это были добрые и трудолюбивые юноши, трое окончили ремесленное училище, пришли на работу в тогда еще паровозное депо. В начале войны и оккупации города, как и многие юные лунинчане, стали подпольщиками. Однажды едва избежали облавы, успев с семьями вовремя укрыться в лесу. После этого присоединились к отряду «За Родину» бригады имени С. М. Кирова партизанского соединения Пинской области. Ценой собственной жизни они приблизили освобождение района, захваченного врагом. Изначально их могилой стало поле битвы. А после, в 1949 году, состоялось торжественное перезахоронение останков воинов и партизан, павших в боях за Лунинец. Место последнего упокоения молодых мстителей выбрали безутешные родители.
Один из героев, Федор Никифорович Рябковец (13.04.1923 – 17.02.1944), похоронен в братской могиле около городского стадиона. В отряде он был проводником разведывательных групп. На очередное задание отправились десять человек, включая десантников. На выходе из Гричинских болот партизаны попали в засаду, половина группы погибла. На следующий день с помощью связных их тела обнаружили боевые товарищи. Останки Федора были страшно изувечены. Его и остальных похоронили в лесу недалеко от деревни Красная Воля. Пока билось сердце матери юноши, она каждый год приезжала на могилу сына, жизнь которого оборвалась в 20 лет.
Еще один юный партизан, Александр Евдокимович Харитонович (03.09.1925 – 26.04.1944), погиб в 18. Кроме этого, известно лишь, что его семья проживала на улице, которая сейчас носит название Красная. Возможно, нынешним школьникам будет интересно провести поисковую работу и узнать о герое больше.
А вот в биографии Алексея Александровича Жука (09.04.1919 – 06.12.1943) – самого известного партизана города – мало белых пятен. Сведения о лидере лунинецкой молодежи можно найти в различных военных документах, в энциклопедии «Беларусь в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.». Его портрет находится в районном краеведческом музее, а отчий дом до сих пор стоит на прежнем месте, только улицу переименовали в честь Якуба Коласа.
На службу в Красную армию Алексея призвали в 1940-м. В начале войны он попал в окружение, чудом выбрался оттуда и добрался домой. В Лунинце организовал комсомольско-молодежное подполье, в партизанском отряде командовал разведчиками. На боевом счету старшего сержанта Жука множество удачных операций, которые нанесли ощутимый ущерб врагу.
Погиб Алексей Жук в декабре 1943-го в бою. Причиной стала его отчаянная смелость. На свой страх и риск он решил изготовить из запала гранаты взрыватель для мины. Попытка не увенчалась успехом – прогремел взрыв, юноша был смертельно ранен. Его с воинскими почестями похоронили на партизанском кладбище около населенного пункта Бостынь. Сдержать слезы не могли ни бойцы, ни сам командир отряда. Это была невосполнимая утрата для партизан.
Такой же тяжелой потерей стала и гибель еще одного молодого лунинчанина, однако о нем рассказ пойдет позже. А пока я хочу привлечь ваше внимание к самому взрослому из погибших партизан, чье имя увековечено вместе с именами юношей.
Игнатий Степанович Жук (27.01.1899 – 31.10.1943). Безземельный крестьянин, поденный рабочий, который после присоединения в сентябре 1939-го Западной Беларуси к БССР получил специальность машиниста паровоза. Постоянный заработок давал возможность исполнить давнюю мечту – построить собственный дом. Но все планы разрушила война.
К движению сопротивления Игнатий Жук присоединился в качестве подпольщика. Однажды он встретился с партизанами на Грушевских хуторах близ деревни Бостынь и передал им некоторые сведения. Там на них напали фашисты. Во время перестрелки подпольщик был ранен. Чтобы не попасть живым в руки врага, подорвал себя гранатой.
Долгое время архивные документы ограничивались лишь этими сведениями. Уже в ХХІ веке очевидцы рассказали, что Игнатий Жук не умер от того взрыва. Когда фашисты увидели, что он дышит, его бросили на подводу и повезли по деревне, чтобы установить личность. Местные говорили, что подпольщик не из Бостыни. Затем его отправили на опознание в Лунинец, но и там его никто не выдал. Если бы оккупанты узнали, кто это, убили бы всю семью.
Игнатий Степанович был расстрелян на месте массовых казней в районе Бохоново, где в 1967-м насыпали Курган Бессмертия. К сожалению, там нет мемориальных досок с именами жертв фашизма. Но когда стали известны все обстоятельства гибели Игнатия Жука, имя подпольщика появилось на надгробной плите его племянника – Алексея Жука, о котором мы написали чуть раньше.
Таким образом была увековечена память о труженике нашего коллектива. Игнатий Степанович погиб в 44 года, Алексей – в 24. Борьбу с оккупантами старшее поколение вело плечом к плечу с молодежью. Смерть каждого партизана становилась невосполнимой утратой.
Тяжелой потерей для многих была и гибель Ивана Васильевича Лимонта (01.11.1923 – 03.07.1944). Его семья жила в микрорайоне Залесье. До войны отец юноши – железнодорожник Василий Лимонт – оказался в концлагере для политзаключенных, созданном в 1934-м в городе Березе-Картузской (сейчас – Береза). Осенью 1939-го мужчина вернулся домой измученным пытками стариком. Вскоре, практически прикованный к постели, он умер.
Иван, которого все называли просто Ванька, во время немецко-фашистской оккупации был руководителем комсомольско-молодежного подполья депо. Грузчик-угольщик закладывал мины с часовым механизмом, которые передавали ему из партизанского отряда. Взрывы он организовывал далеко от Лунинца, поэтому юноша не сомневался в своей безопасности. Но однажды понял, что слежка за ним становится почти явной. Семья Лимонт ушла в лес, а 20-летний парень стал разведчиком партизанского отряда. О его смелости ходили легенды. Мать очень переживала, когда слышала от боевых товарищей слова восхищения о подвигах сына и просила: «Ванька, побереги себя…». В ответ он успокаивал родных и смеялся: «Или грудь в крестах (то есть в наградах), или голова в кустах».
Последняя боевая операция в жизни Ивана Лимонта была организована на дороге Дятловичи – Бостынь. Партизанам меткими выстрелами удалось остановить автомобиль с немецкими офицерами. Забрав документы, народные мстители по болоту начали отходить в лес, но прозвучал одиночный выстрел – это сделал по случайности не убитый фашист. Пуля сразила Ваньку наповал. Своего любимца партизаны похоронили там же, на болоте. Через неделю был освобожден Лунинец…
По просьбе родных останки Александра Харитоновича, Алексея Жука и Ивана Лимонта перезахоронены на старом кладбище в Лунинце.
Вот такие смелые молодые люди жили в нашем городе. Они дружили, работали, веселились, мечтали. Но когда пришла беда, не раздумывая встали на защиту родной земли. Они приближали Победу и мир, за который почти 80 лет благодарят патриотов новые поколения. Хочется верить, что мы, честно работая и добросовестно учась, выполняем свой долг перед погибшими. Не забываем о них, чтим память. Все, что можем, во славу поколения победителей…».
Александр МОТОР,
председатель профкома локомотивного депо Лунинец