Показали мастер-класс
Дорожные полигонные учения по освоению эффективных методов проведения восстановительных работ прошли на базе моторвагонного депо Минск.
Основная цель мероприятия – распространение передового опыта в ликвидации последствий схода современного подвижного состава – электропоездов ЭП и дизель-поездов ДП – с учетом возможностей, оборудования и техники, которыми располагают профильные подразделения Белорусской магистрали. Мастер-класс продемонстрировала бригада восстановительного поезда Минск.
Вначале его руководитель Александр Егорин ознакомил коллег с техническими характеристиками и принципом работы аварийной тележки-эвакуатора, предназначенной для перегона локомотива (вагона) до ближайшей станции при заклинивании или повреждении колесной пары. Это устройство состоит из четырех колесных блоков, соединенных в единый механизм под вывешенной заклиненной колесной парой при помощи стяжек и штанг. Конструкция разборная, что облегчает ее транспортировку. Тележка пока находится в опытной эксплуатации, по результатам которой будет рассмотрен вопрос целесообразности оснащения аналогичным оборудованием восстановительных поездов Белорусской железной дороги. Новинка вызвала живой интерес у участников. С не меньшим вниманием они слушали заместителя руководителя восстановительного поезда Минск Александра Марфенкова, который представил технические характеристики ЭП и ДП, а также схемы работы по ликвидации последствий схода данного подвижного состава с учетом особенностей его конструкции.
После завершения теоретической части организаторы учений перешли к практической. Согласно легенде, на нерегулируемом железнодорожном переезде произошло ДТП (столкнулись ДП3 и грузовой автомобиль), в результате чего дизель-поезд сошел с рельсов. Пассажиры получили травмы. Для оказания им первой помощи к месту событий направилось санитарное звено моторвагонного депо Минск во главе с мастером Татьяной Шафрановой. Обработав раны, наложив повязки и шины, дружинники эвакуировали пострадавших из опасной зоны, чтобы затем передать их медикам.
На месте схода уже работал штаб. После ознакомления с оперативной обстановкой утвержден план по ликвидации последствий ЧС. Руководителям оперативных подразделений обозначены задачи, определен порядок действий и необходимые меры безопасности. Прибыл специализированный автомобиль «Унимог» восстановительного поезда Минск, оснащенный всем необходимым оборудованием, в том числе маслогидравлической установкой для постановки на рельсы сошедшего железнодорожного подвижного состава с помощью гидравлических домкратов.
Тем временем работники локомотивного депо Минск подготовили дизель-поезд к подъему: задействовали стояночный тормоз, отключили аккумуляторную батарею, уложили тормозные башмаки, опорожнили пневматическую систему ДП3. Параллельно бригада восстановительного поезда смонтировала гидравлическую установку, после чего продемонстрировала подъем ДП3 при сходе колесной пары в середине состава. Для выполнения этой операции специалисты задействовали комплект из двух эстакад, четырех роликовых тележек, четырех гидравлических домкратов и еще двух для бокового сдвига, двух контрупоров и одного предохранительного. Также были использованы пульт управления и насосная станция. Когда присутствующие ознакомились со схемой установки, бригада повторила алгоритм действий по подъему ДП3, но уже при условии схода колесной пары в головном вагоне. Организаторы обратили внимание на то, что при подъеме подвижного состава с помощью маслогидравлической установки необходимо учитывать вертикальные величины отклонения, которые составляют для крайних секций 350 мм между нижним краем колесной пары и головкой рельса и 270 мм – для внутренних секций.
Затем участники учений переместились к электропоезду ЭП, где уже были проведены необходимые подготовительные работы (задействован стояночный тормоз, выполнено заземление состава и т. д.). С помощью маслогидравлической установки персонал восстановительного поезда Минск поднял и опустил на путь головной вагон. После чего повторил необходимые операции, демонстрируя ситуацию, возникшую при сходе одной колесной пары в середине состава. Было акцентировано внимание на необходимости учитывать вертикальные и горизонтальные величины отклонения при выполнении перечисленных задач. Для головной секции – 550 мм, для средней части – 415 мм вертикального отклонения. И не более 5,50 горизонтальной плоскости.
Также в ходе мероприятия участники обсудили возможные способы строповки дизель-поезда ДП и электропоезда ЭП при ликвидации последствия схода с пути с учетом технических характеристик грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу, эксплуатируемых на восстановительных поездах Белорусской железной дороги.
– Такие учения мы проводим ежегодно, чтобы начальники восстановительных поездов смогли лучше изучить особенности нового подвижного состава, который применяется на дороге, и способы ликвидации аварийных ситуаций с ним, – отметил старший дорожный ревизор по безопасности движения поездов службы безопасности движения Управления Белорусской магистрали Вадим Шляга.
– Полигон эксплуатации дизель-поездов ДП и электропоездов ЭП расширяется, охватывая новые регионы, – продолжает тему первый заместитель главного дорожного ревизора по безопасности движения поездов Николай Улащик. – Соответственно все восстановительные поезда должны уметь с ними работать. в последние годы обновился и штат руководителей этих подразделений – им необходимо закрепить полученную информацию на практике, так что значение подобных учений трудно переоценить. Кроме того, в каждом отделении существует полигон, где весь коллектив восстановительного поезда потом сможет отработать необходимые навыки работы с ДП и ЭП. Все это положительно сказывается на безопасности движения.
Инга МИНДАЛЁВА