Таким останется в памяти
Его еще при жизни называли человеком-легендой. Имя Андрея Ивановича Задорожного хорошо известно на нашей магистрали. Именно он стоял у истоков электрификации Белорусской железной дороги. Но в его долгой жизни – судьба отмерила ему 104 года (!) – были и другие важные события. Подробнее об этом редакции рассказала дочь Андрея Задорожного Елена Андреевна.
– Прежде всего хочу поблагодарить всех, кто помнит и ценит моего отца. Он действительно был человеком незаурядным, многогранным и внес большой вклад в развитие магистрали, – начала беседу наша гостья. – Его биография очень интересна.
Елена Андреевна показывает первое фото – на нем герою публикации всего 1 год. Рядом мама Матрена Максимовна. Снимок сделан в Новочеркасске еще в царское время, в 1915-м. Отец – граф Багаев – уехал в Париж в революционном 1917 году, с тех пор о нем ничего не было известно. Кстати, Андрей Иванович французским языком владел в совершенстве, так же, как и английским, читал произведения зарубежных авторов в оригинале. Но стал не лингвистом, а железнодорожником – эта сфера по-настоящему его захватила. Он окончил запорожский железнодорожный техникум. Участвовал в электрификации первого на Сталинской железной дороге участка Долгинцево – Запорожье (принят в эксплуатацию в октябре 1935 года).
На магистраль он пришел 19-летним парнем. Первая запись в трудовой книжке датируется 1933 годом. Последняя – 1985-м.
В 1933-м он познакомился со своей будущей супругой Анной Павловной, спустя три года влюбленные сыграли свадьбу. Они вместе шли по жизни долгих 65 лет. Жена была родом из Днепропетровска. Она также посвятила свою жизнь магистрали. К слову, железнодорожником был и ее отец – он работал составителем поездов.
Супруги Задорожные трудились и во время войны – под налетами вражеской авиации эвакуировали оборудование местных заводов на Урал, затем продолжали электрифицировать линии разных магистралей. Их в биографии Андрея Ивановича и Анны Павловны было немало: Южно-Уральская, Эстонская, Литовские железные дороги…
В октябре 1945 года Задорожный был удостоен знака «Почетному железнодорожнику» – награды, которой дорожил больше всего. В 1950-е годы семья приехала в Беларусь.
– Мы жили в самом центре Минска, в левой башне по улице Кирова, 1, – вспоминает Елена Андреевна. – Я хоть и была маленькая, но помню, как ее строили. Самое интересное, что временный подъездной путь подвели прямо во двор – паровоз доставлял сюда вагоны с грузами. А еще я ходила в школу, расположенную по адресу Кирова, 5 – все было рядом.
Андрей Иванович в семье обладал беспрекословным авторитетом. Домочадцы с уважением относились и к его нелегкому труду.
– В те годы стационарные телефоны в квартирах были редкостью, – продолжает собеседница. – У нас такой аппарат стоял. Бывало, что он звонил и среди ночи. В таком случае поднимались и мама, и бабушка, которая спешно собирала ссобойку. Все знали, что отец уходит надолго – иначе его не тревожили бы. На работу он брал, как правило, буханку черного хлеба, краковскую колбасу и селедку – все было завернуто в бумагу, ведь целлофановых пакетов тогда не было. Даже когда Андрей Иванович был руководителем, он все время был, что называется, на ногах – ходил вдоль путей, что-то постоянно измерял, контролировал. Зимой – в валенках и тулупе. Его высокую фигуру издали замечали знакомые машинисты и приветствовали протяжными гудками…
В 1960 году Андрея Ивановича назначили начальником Минского участка энергоснабжения. Вскоре началась работа по подготовке к электрификации первого участка Белорусской железной дороги. Андрей Задорожный сутками пропадал на работе, за дело болел душой. Зато когда 7 декабря 1963-го было открыто регулярное движение электропоездов по маршруту Минск – Олехновичи протяженностью 48 км, это был праздник для всех – для дороги и страны. На одном из снимков, запечатлевших тот знаменательный день, можно увидеть и Анну Павловну – она долгие годы работала в службе электрификации и электроснабжения.
– Мама нередко брала нас с сестрой на работу в Управление дороги, особенно в праздники, – говорит Елена Андреевна. – Тогда мы впервые увидели выступление ансамбля «Лявоны», ставшего впоследствии легендарными «Песнярами». Они давали концерты в актовом зале Управления. Родители вообще очень любили искусство – у них были абонементы в театр оперы и балета. Наши места – возле прохода в первом ряду. А как отец любил петь! У него был великолепный баритон. Обожал романсы «Белой акации гроздья душистые», «Гори, гори, моя звезда» и многие другие.
На работе это был строгий, но справедливый руководитель. Он старался сам во всем разобраться, причем не поверхностно, а досконально. Если возникла проблема – понять, в чем причина и как ее можно решить. При этом на подчиненных голос не повышал, всегда сохранял самообладание.
– А дома Андрей Иванович был совсем другим, – говорит Елена Андреевна. – Он очень любил семью, со всеми был доброжелательным, ласковым и нежным. В семье он словно черпал силы, энергию. Считаю, что нам, его близким, очень повезло. К счастью, сохранилось немало фотографий, где он в семейном кругу. Главными праздниками для него и всех близких были День Победы и День железнодорожника. Кстати, по стопам отца пошли сестра Анна, которая окончила ЛИИЖТ, и внук Андрей, названный в честь известного деда. А вообще у него четверо внуков, шестеро правнуков и пятеро праправнуков.
Андрей Иванович без остатка отдавал себя работе. Но даже на пенсии не мог сидеть дома – не такой у него характер! На протяжении 18 лет он возглавлял Совет ветеранов войны и труда Октябрьского района Минска. Оставил этот пост в 91 год! Жизненный «стаж» Андрея Задорожного – 104 года, а общий трудовой – 56 лет 8 месяцев.
Ветеран был удостоен многих высоких наград, среди них орден «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», памятного знака «Ветеран войны 1941-1945 гг.». В 2000 году Президент Беларуси вручил ему орден Франциска Скорины (с гравировкой «№ 30»). До него, говорит Елена Андреевна, такую награду получила Александра Пахмутова, а после Задорожного – Ростислав Янковский. Неплохое соседство!
…Когда герой публикации отмечал столетний юбилей, у него спросили, в чем секрет долголетия. Ответ был простой: «Работать, работать и еще раз работать». А его близкие добавили: «Нужно быть хорошим человеком и любить людей». Именно таким в памяти работников и ветеранов Белорусской магистрали остается замечательный человек – Андрей Иванович Задорожный.
Дмитрий ВЛАДИМИРОВ