Октябрь
Пн
07
2024

Манила неба синева

Глядя на эту черно-белую фотографию, так и хочется произнести: «Настоящий герой!». И это действительно так. На снимке – участник Великой Отечественной войны Николай Смирнов. Человек удивительной биографии, глава большой семьи. С гордостью рассказывает о нем его дочь Мария Моторная, которая на протяжении 34 лет работала в Оршанской дистанции сигнализации и связи.

– Николай Иванович родился в 1915 году на Урале. Там прошли его детство и юность, – говорит Мария Николаевна. – В 1940-м он окончил военное училище в Оренбурге, стал летчиком. Когда началась Великая Отечественная, служил дежурным по штабу полка. Выполнял боевые задания на тяжелых бомбардировщиках, причем вылеты в основном осуществляли ночью – чтобы враг не смог обнаружить и уничтожить крылатую машину.
Сколько было таких вылетов? Сейчас даже трудно сказать. Каждый из них мог оказаться последним…
Война стала непростым испытанием – после одного из ранений из тела Николая Ивановича извлекли 70 (!) осколков. Врачи всерьез опасались за здоровье летчика и предложили ему ампутировать ногу, но он категорически отказался. Многие осколки так и остались в нем до конца жизни.
Видно, сама судьба хранила героя. Что придавало ему сил? Наверное, любовь и поддержка близких. Об этом можно судить хотя бы по стихотворению, которое адресовал во время войны новорожденному сыну бесстрашный летчик. Вот эти строки:

«Ты родился, мой сын, без меня –
Я тебя, дорогого, не знаю.
Пишет мать, что ты начал ходить –
Я такого тебя представляю.
Нынче трудно тебе одолеть
Долгий путь от порога до печи,
Вот вернусь – обойдем мы с тобой
Все пути, все дороги на свете».

Это стихотворение опубликовала одна из фронтовых газет – Николай Смирнов прислал вырезку домой.
Долгожданную Победу он встретил в Чехословакии. Вернулся к родным с наградами. Да еще какими! Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Киева», «За освобождение Праги», орден Отечественной войны I степени. Продолжил трудиться на Урале, но по состоянию здоровья приехал на родину жены – в Оршу. Работал здесь директором городского архива – вплоть до выхода на пенсию.
– Рассказывал ли он Вам о войне? – спрашиваю у Марии Николаевны.
– Мы, его дети, часто просили об этом. Особенно когда мама была на работе, а папа оставался дома. Он тяжело вздыхал: «Война – это большое горе, кровь, смерть…». Кстати, Николай Иванович в годы Великой Отечественной вел дневник – описывал боевой путь эскадрильи, в которой служил. В мирное время с ним связался Герой Советского Союза подполковник Романов из Москвы, хотел издать книгу. Но до этого, к сожалению, так и не дошло. Надеюсь, в будущем мы увидим такое издание. Поверьте, папа очень этого хотел бы.

Отдельная история – семья героя. Сын, которому он посвятил поэтические строки, увы, ушел из жизни маленьким из-за воспаления легких. Но Николай Иванович впоследствии стал отцом трех дочерей и еще пятерых сыновей! Дождался 16 внуков. Многие из них стали железнодорожниками. Брат Марии Николаевны Валерий работал в отделе материального снабжения Минского отделения, брат Владимир – в локомотивном депо Орша, Николай – в Оршанской дистанции сигнализации и связи. Мама Нинель Робертовна долгие годы трудилась в отделе рабочего снабжения, сестра мамы Элеонора Робертовна – в железнодорожной поликлинике. А родоначальник трудовой династии – прадед Марии Николаевны Александр Иванович Орешко – работал когда-то в паровозном депо. Сегодня на предприятиях Белорусской железной дороги трудятся уже шестеро внуков Николая Смирнова.

– Когда мы собираемся всей семьей, получается почти 50 человек. Разговоры, воспоминания… Особенно часто возвращаемся в тот период, когда мы жили на Урале, – говорит Мария Николаевна. – Кстати, мы, сестры, выбирая себе вторую половину, ориентировались на отца. Для нас он был самым лучшим на свете! Любил рыбалку, ходил в лес по грибы, в целом по жизни был оптимистом – эта черта, наверное, и помогала пережить все, что выпало на его долю.
…Николая Ивановича и его супругу похоронили в Орше. Это место всегда ухожено – порядок там идеальный. А теперь о герое будет напоминать и молодой клен – его весной посадила внучка Марии Николаевны Лиза (на фото). О том, что это дерево «именное», говорит и специальная табличка. Пройдет несколько лет, и клен направит свои ветви к небу, к той бездонной синеве, которая всегда так манила Николая Ивановича…

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика