Сентябрь
Вс
08
2024

Через призму своей биографии

Ветеранам-железнодорожникам в нашей редакции всегда рады. Каждая такая встреча – незабываема. Эти уважаемые люди охотно делятся воспоминаниями, своим бесценным опытом работы на предприятиях дороги. Говорят об этом через призму событий своей биографии – того, что оставило в памяти глубокий след. С собой они приносят снимки (в основном черно-белые), на которых запечатлены в разные периоды жизни. В год 160-летия Белорусской железной дороги эти фотоповествования обретают особую ценность.

Наш сегодняшний гость – Александр Борисович Балаев. Человек-эпоха! В свои 94 года выглядит он хорошо. Приветствует крепким рукопожатием, радует бодрым настроением и удивляет отличной памятью. Но это немудрено – Александру Борисовичу пришлось многое в жизни испытать, пропустить через сердце. Все события четко видны с высоты прожитых лет. О них ветеран рассказывает уверенно, словно это было несколько лет назад.

Вдали от родной земли

…Детство нашего героя прошло в деревне Мальковичи, что на Брестчине. Отец работал на лесопильном заводе, мама вела домашнее хозяйство. К слову, многие ее родственники работали на железной дороге. Александр окончил четыре класса. А потом наступило тяжелое время: отца арестовали, а нашего героя и его недавно родившегося брата и маму отправили в Алтайский край. Это было еще до Великой Отечественной. Мама работала на лесозаготовках, но недолго – младший сын требовал постоянного внимания. Тогда вместо нее вышел Александр. Вспоминает, что ему выдали топор, которым он обрубал ветви спиленных деревьев. Позже семью перевели в город Камень-на-Оби. В 1943-м он устроился препаратором в сельскохозяйственный институт, эвакуированный из Воронежа в начале войны.
Однажды парень увидел в городе мастерскую, где ремонтировали сельскохозяйственную технику. Заинтересовался. А поскольку специалистов катастрофически не хватало, смышленого подростка направили туда работать. Александр провел там несколько месяцев и времени даром не терял – научился отлично разбираться в разных типах двигателей. Когда уходил, получил справку о том, что является слесарем 5-го разряда. А еще освоил вождение машин, тракторов. Именно любовь к технике сыграла определяющую роль в его жизни.
– Места там были очень красивые, особенно река, которая, по сути, нас и кормила, – вспоминает Александр Балаев. – А уехали мы с семьей оттуда в 1946-м. Вернулись в Беларусь, в Барановичи. Получается, что пять лет были в эвакуации.

Апрель 1950 г., Александру Балаеву 22 года

Судьбоносное решение

Парень, которому тогда уже исполнилось 18 лет, устроился в паровозное депо. Начинал кочегаром на паровозе серии С. Было очень тяжело, порой после поездки сил ни на что другое не оставалось. Но Александр не сдавался, руки не опускал. Нужно было кормить семью, а железнодорожники получали продуктовые карточки.
– Через некоторое время я подошел к начальнику депо и спросил, можно ли мне экстерном сдать экзамен на помощника машиниста. Тот не возражал, – продолжает рассказ Александр Борисович. – Мне дали литературу, и в течение месяца я подготовился. Успешно сдал экзамен. Начал работать помощником машиниста в паре с одним из самых уважаемых машинистов Алексеем Лимовым.
Вспоминает ветеран первую поездку в Брест и слова старшего товарища: «Нужно не просто бросать уголь в топку, а следить за тем, чтобы дым не шел – позади ведь едут люди, они не должны испытывать дискомфорт. А если правильно топить, дыма не будет».
В 1948 году Александра Борисовича взяли на курсы паровозных машинистов.
– К тому времени я уже был обладателем высокой награды – значка «Отличный паровозник». И это в 20 лет! – с нескрываемой гордостью говорит ветеран.
– На каких паровозах Вам довелось работать? – спрашиваю у Александра Борисовича.
– Первый – это локомотив серии С, потом был Су, затем Эр, а машинистом меня назначили на паровоз серии Ов. Он был самым любимым, под номером 7073. Вообще это редкий случай – за три года я стал машинистом. Начал работать в депо в 1946-м, а в 49-м повел состав в рейс. Мои друзья и по десять лет трудились помощниками, – говорит ветеран.

Выпускники курсов паровозных машинистов 1948 г., Александр Борисович – крайний слева в первом ряду

«Объявляю Благодарность!»

А еще вспоминает, как познакомился с начальником дороги. Дело было зимой 1950 года. Морозы тогда стояли очень сильные. Это сразу отразилось на технике – практически вся она замерзла, и маневровое движение остановилось. В депо срочно приехал начальник Брест-Литовской магистрали – хотел лично разобраться в причинах сложившейся ситуации. Ему доложили, что лишь на 9-м посту одна бригада продолжила работать. «Покажите мне этих героев!», – сказал руководитель. Так состоялась его встреча с Александром Балаевым. Диалог был примерно таким: «Сколько ты работаешь машинистом?». – «Первую зиму». – «Молодец. Считаю, что тебя нужно наградить значком «Отличный паровозник». – «А у меня уже есть такой». – «Ну тогда объявляю Благодарность начальника дороги». В трудовой книжке ветерана сохранилась запись по этому поводу: «За обеспечение своевременного формирования поездов и подачу вагонов к месту погрузки».

Знак «Отличный паравозник»

Еще одна фотография, которую принес в редакцию ветеран, датирована 1952 годом. Александр Борисович в то время проходил армейскую службу в армянском Ленинакане в авиаполку. Призвали его двумя годами ранее. Вот как он сам рассказывает об этом периоде.
– Я все время техникой занимался, был старшим механиком, потом начальником контрольно-технического пункта. Офицерское звание присвоили как политработнику – я руководил комсомольской организацией. Но продолжать службу не захотел и вернулся домой. Шел 1954 год.
Трудился в Барановичах, в паровозном депо – уже начальником отдела кадров. Заочно окончил БИИЖТ. С теплом вспоминает руководителя студенческой практики, грамотного инженера Степана Родионова.

Трудолюбие и самоотдача

Затем он перевелся в Минск. Начинал дежурным по локомотивному депо. В этой должности, как подчеркивает Александр Балаев, работали только очень опытные и грамотные специалисты. Через три года его назначили старшим мастером цеха, где трудились порядка 100 человек. В тот период коллективу столичного депо было поручено важное задание – ремонт тепловозов. Для деповчан это был серьезный вызов. В одном из цехов организовали большой периодический ремонт пассажирских ТЭ7 и ТЭП60, маневровых ВМЭ1, американских ДА, рижских дизель-поездов. Причем минчане работали с тепловозами не только собственной приписки, но и с техникой из Бреста, Барановичей и Витебска, освоили ее модернизацию. Затем проводили реостатные испытания. При этом квалифицированных специалистов не было – приходилось выполнять все самим.
– Это была тяжелая работа, которая требовала большой самоотдачи и терпения. Не все получалось сразу. Но в то же время она стала хорошей школой для наших деповчан, многие из которых впоследствии были назначены руководителями высокого ранга, – продолжает Александр Борисович. И на несколько секунд делает паузу. – Я целыми днями пропадал на предприятии и совсем упустил из вида сына. В какой-то момент понял, что нужно что-то делать. Решил, что он должен продолжить учебу в нашем железнодорожном училище. Директор учебного заведения после разговора со мной поставил одно условие: чтобы я сам перешел сюда преподавателем. И я принял такое решение. Конечно, пришлось уйти из депо. Но пообещал, что найду хорошую замену. Так и вышло: из депо Барановичи приехал Юлий Милинкевич, ставший впоследствии главным ревизором дороги – начальником службы по безопасности движения и охране труда.

Во время армейской службы в Ленинакане (1952 г.)

Александр Балаев на тот момент был заместителем начальника депо по ремонту.
В училище Александр Борисович три месяца был мастером, а потом три года преподавал. Он сделал правильный выбор, ведь сын получил диплом с отличием. Связал судьбу с железной дорогой, отработал только машинистом более 40 лет! Общий стаж на магистрали – 50 лет, сегодня он продолжает работать в депо.
Что касается героя публикации, особое место в его трудовой биографии занимает… Детская железная дорога. Александр Борисович возглавлял ее в период с 1975-го по 1983 год.
– Это была одна из визитных карточек столицы, – отмечает он. – Нередко к нам приезжали иностранные делегации, посещавшие Минск. Очень важно было поддерживать там порядок, обновлять инфраструктуру. А главное – видеть счастливые глаза детей, которые смогли осуществить свои мечты – сесть за правое крыло локомотива, побыть в роли проводника и не только.

Верен стальной магистрали

Затем наш герой работал главным технологом депо. После выхода на заслуженный отдых Александр Балаев был слесарем по ремонту контрольно-измерительных приборов в лаборатории по поверке средств измерений. На пенсию ветеран ушел в 75 лет. Белорусской железной дороге он посвятил в общей сложности шесть десятилетий. Имеет немало наград. Помимо значков «Отличный паровозник» и «Ударник коммунистического труда», это медали «За трудовые заслуги»,
«В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», грамоты, благодарности. За каждой из них – тяжелый труд. Впрочем, на трудности мой собеседник жаловаться не привык – говорит, что так воспитан.

Александр Балаев (справа) с начальником отдела кадров локомотивного депо Минск Геннадием Захарчуком и машинистом-инструктором Аркадием Граковичем (1966 г.)

– Вы знаете, а ведь я мог быть Евгением, – с улыбкой продолжает ветеран. – Это имя очень нравилось моей маме. Но при крещении священник, которого звали Александром, решил иначе: дескать, сейчас всех называют Александрами, пусть будет Сашей и этот младенец. Не думал, что судьба отмеряет мне столько лет. Они не были простыми. Наверное, в этом и заключается секрет долгой жизни – в постоянной работе, в движении. Я, например, стараюсь каждый день гулять, дышать свежим воздухом. А еще говорю молодежи, как важно знать свои корни, чтить память ушедших. Люблю стихи Александра Пушкина, особенно произведение, написанное за сто лет до моего рождения, в 1828-м, – «Дар напрасный, дар случайный». Это очень своеобразное, философское осмысление жизненного пути человека… А этот путь, дорога, у каждого своя. В моей семье, к слову, железнодорожником был дедушка. Работал в отрасли и мой младший брат, а также супруга Серафима Васильевна. Внук Андрей выбрал иную стезю, стал офицером, а правнук Кирилл еще школьник, поэтому определиться с профессией ему еще только предстоит.
Александр Балаев все новости узнает из «Железнодорожника…». Говорит, что очень внимательно в одном из последних номеров прочитал о том, что был утвержден Кодекс профессиональной этики работников дороги.
– Поддерживаю на сто процентов! Этих правил должны придерживаться все без исключения. Помню, как еще много лет назад к тем же машинистам обращались исключительно на «вы». А как дисциплинировала людей форменная одежда! Железнодорожники должны быть примером во всем, поэтому принятие Кодекса – это движение в правильном направлении.
…Александр Борисович – человек очень интересный. Он влюблен в дорогу, в жизнь. Время в разговоре с ним течет незаметно – благодаря точно описанным деталям словно погружаешься в иную эпоху. А о времени ветеран-железнодорожник знает многое. И давно считает само собой разумеющимся то, что много десятилетий назад линия магистрали тесно переплелась с линией его судьбы.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика