Секунды ценою в жизнь
Этот вечер дежурный по переезду 4-го околотка производственного участка № 1 Бобруйской дистанции пути Дмитрий Садков запомнит навсегда. На часах было 20.35, когда, стоя на смотровой площадке поста безопасности, он заметил темный силуэт на первом пути главного хода…
Сработала сигнализация, и шлагбаумы начали закрываться, значит, поезд уже близко. Что делать? Останавливать? Но даже при экстренном торможении с учетом скорости состав все равно наедет на препятствие. Или самостоятельно убрать что-то или кого-то с пути? Времени на раздумья было катастрофически мало.
Как быстро Дмитрий Владимирович преодолел эти сто метров, не знает и сам – время будто замедлилось, а все вокруг замерло. Добежав, увидел – человек в темной одежде, потому и не распознать издали в сумерках, весь скрюченный, предположительно в состоянии алкогольного опьянения. Видимо, переходил пути в неположенном месте, споткнулся, упал, а подняться самостоятельно уже не смог.
– Я его схватил, стал тянуть. А тут и электропоезд показался со стороны станции Березина, мчится, сигналит. Буквально в последние секунды я все же оттащил мужчину с пути и сам отскочил, – вспоминает Дмитрий Садков. – Люди на переезде в шоке, да я и сам в шоке, ведь мы оба были на волосок от гибели. Поезд остановился, подбежал помощник машиниста, удостоверился, что никто не пострадал, поблагодарил меня. Состав тронулся, ведь график движения нарушать нельзя.
То, что спасенный не получил никаких повреждений, констатировали и прибывшие медики скорой помощи, вызванные локомотивной бригадой. Сам же пожилой мужчина в силу того, что был сильно нетрезв, даже толком не понял, что произошло. Слов благодарности от него Дмитрий Владимирович не дождался, но, как сам говорит, уже долгое время не замечает этого человека рядом с переездом. Может быть, придя в себя, пенсионер вспомнил, что произошло и стало стыдно? Кто знает.
А поступок Дмитрия Садкова не остался незамеченным. Дежурному по переезду Бобруйской дистанции пути объявлена Благодарность начальника Могилевского отделения дороги. Гордятся коллегой и на предприятии, где он трудится почти 17 лет. За это время Дмитрий Владимирович зарекомендовал себя исполнительным, добросовестным, дисциплинированным, грамотным работником. Начинал монтером пути, а дежурным по переезду работает седьмой год. Этот участок в Бобруйске считается одним из самых напряженных. В сутки через переезд на улице Бахарова возле «Красного пищевика» проезжает несколько тысяч автомобилей. Оживленное на этом участке и движение поездов. Усложняет ситуацию близость частного сектора, так что одной автоматикой не обойтись.
В течение смены дежурный по переезду не должен отлучаться со своего поста. Он следит за состоянием пути на вверенном участке, а во время движения поезда успевает обратить внимание на крепление грузов, целостность цистерн, наличие различных поломок. Проверяет – все ли хорошо с машинистом, подав ему «сигнал бодрствования» и дождавшись ответного гудка, – значит, все в порядке. Еще одна важнейшая задача – обеспечить безопасность пешеходов, которые здесь передвигаются практически непрерывно, ведь переезд расположен на пересечении с оживленной улицей, вблизи нескольких крупных предприятий.
– Человеческий фактор никакая техника не может нейтрализовать, – говорит Дмитрий Садков. – Водители в силу своей некомпетентности часто становятся виновниками заторов на переезде. Пешеходы не обращают внимание на все предупреждения и переходят пути в неположенном месте, в нетрезвом состоянии, слушая музыку в наушниках.
В летний период к железной дороге из частного сектора тянутся дети, оставленные без присмотра и без каких-либо занятий. Останавливаем, проводим профилактические беседы. Некоторые люди, осознав, что могло произойти непоправимое, даже благодарят за бдительность. И если посчитать, сколько жизней мы с коллегами спасаем… Без нас здесь нельзя.
Такую работу простой не назовешь. В свободное время снять напряжение Дмитрию Владимировичу помогает хобби. «Я художник, пишу картины», – признается он. Часто это копии известных полотен. Например, иллюстратора, работающего в жанре фэнтези Бориса Вальехо (Валеджио). Но больше всего мой собеседник любит пейзажи. Особый уровень мастерства – это произведения Ивана Шишкина, которые отличаются невероятной реалистичностью, умением автора работать со светом и деталями. Чтобы написать свою версию такой картины, Дмитрию Садкову нужны недели. А потом все из творческой копилки быстро «уходит» друзьям и знакомым. Не исключает мой собеседник возможности на каком-то творческом этапе написать полотно на железнодорожную тематику. Пока же магистраль – это его реальность, где каждый день приносит новые сюжеты.
– Мне моя работа нравится. Ощущаю свою необходимость, – признается Дмитрий Садков. – Для дежурного по переезду важны внимание, быстрая реакция, большая самоотдача. Мы здесь для того, чтобы обеспечивать безопасность движения.
Так совпало, что 20 июля Дмитрий Владимирович отметил день рождения. Возвращаясь к тому случаю на переезде, признался, что только оттащив «горе-пешехода» с рельсов, он осознал, как сильно испугался за себя. Ведь еще доли секунды, и трагедии было бы не избежать. Рисковал своей жизнью ради того, кто жизнь совсем не ценил. Стоило ли? Задумался и сам ответил: «А как потом с этим грузом жить? Иначе не могу, просто себе не прощу».
Елена ВЕТРОВА