Сентябрь
Ср
18
2024

Безопасность – дело общее

Одной из важнейших задач Белорусской железной дороги является обеспечение безопасных условий как для пассажиров при пользовании ее услугами, так и для других граждан, которые могут находиться на объектах инфраструктуры магистрали. В летний период мобильность населения традиционно возрастает – люди едут на дачу, в отпуск, путешествуют. Соответственно риски несчастных случаев увеличиваются. Какую работу проводит Белорусская железная дорога по профилактике травматизма граждан, насколько она эффективна, каковы наиболее перспективные ее направления? Эти и другие актуальные вопросы обсудили участники круглого стола, который состоялся (в режиме онлайн) по инициативе редакции газеты «Железнодорожник Белоруссии».

В мероприятии приняли участие начальник службы охраны труда и промышленной безопасности Управления Белорусской железной дороги Юрий Гимро, начальник отдела организации обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта Министерства внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Ворсо, начальник отдела организации охраны Военизированной охраны Белорусской железной дороги Владимир Кухарёнок, а также начальник сектора идеологии и социально-культурной работы Гомельского отделения Сергей Кузнецов (по итогам 2021 года признан лучшим командиром добровольной дружины Белорусской железной дороги, сама дружина также получила это высокое звание).

Юрий Гимро:
– Вопросы безопасности на железной дороге всегда в приоритете. Работа по предотвращению травмирования граждан на объектах магистрали носит системный характер. Ежегодно утверждаются организационно-технические мероприятия, которые предусматривают строительство ограждений, ремонт пешеходных мостов и переходов, пассажирских платформ и железнодорожных переездов, установку турникетов и речевых информаторов о приближении поезда, плакатов безопасности, замену покрытия на переездах и т. д.
Большое внимание уделяется разъяснительно-профилактической работе в трудовых коллективах и учреждениях образования. Всего за прошлый год работниками магистрали проведено 6,3 тыс. выступлений по вопросам соблюдения правил безопасности на железнодорожном транспорте (за 6 месяцев 2022-го – почти 3 тыс.), охвачено порядка 325 тыс. граждан (144 тыс.), из которых несовершеннолетние – 244 тыс. (101 тыс.). Помимо этого, в эфире республиканских и региональных телеканалов, а также в общественных местах демонстрируются тематические видеоролики, в средствах массовой информации регулярно размещаются соответствующие статьи. На вокзалах, в пассажирских поездах организовано дополнительное информирование граждан о мерах безопасности при нахождении на объектах железнодорожного транспорта. В 2021-м году работники дороги распространили свыше 50 тыс. (в первом полугодии 2022-го – 28,5 тыс.) профилактических памяток. Добровольные дружины и Военизированная охрана во взаимодействии с правоохранительными органами провели почти 5,4 тыс. рейдов (2,7 тыс.).
Несмотря на принимаемые меры, в прошлом году отмечен рост числа пострадавших в результате несчастных случаев на объектах железнодорожного транспорта (со 102 до 104). В первом полугодии 2022-го количество подобных фактов снизилось (с 50 до 44), однако при этом увеличилось число травмированных среди несовершеннолетних (с 3 до 4). Анализ показывает, что в подавляющем большинстве несчастные случаи произошли в результате беспечности и игнорирования самими потерпевшими элементарных мер безопасности.

Один из негативных факторов, оказывающих влияние на уровень травматизма граждан на железной дороге, – такая социальная проблема, как пьянство. В минувшем году почти 60% пострадавших (за 6 месяцев 2022-го – 55%) на момент происшествия находились в состоянии алкогольного опьянения, следовательно, не могли адекватно оценить риск и среагировать на опасности, которые являются неотъемлемой частью железнодорожного транспорта. Статистика за последние три года свидетельствует о том, что количество нетрезвых граждан, получивших травму в зоне ответственности стальной магистрали, имеет тенденцию к увеличению: с 2019-го по 2021 год их доля выросла почти на 13%. У работников железной дороги ограничены возможности существенно повлиять на данную ситуацию, но в то же время в 2021-м с объектов ее инфраструктуры было удалено 287 человек в состоянии алкогольного опьянения (за 6 месяцев 2022-го – 279). Каждый такой факт – это с большой долей вероятности спасенная жизнь.
Чаще всего люди получают травмы на пешеходных переходах и железнодорожных переездах, поскольку зачастую не осознают, что не обладают преимуществом и первоочередным правом при пересечении путей. Бывают ситуации, когда, не обращая внимания на предупредительные плакаты, граждане это делают, не вынимая наушников, не снимая капюшонов. Подобные факты нередки и при передвижении по путям в неустановленных местах.
Необходимо упомянуть проблему попыток суицида на объектах железнодорожного транспорта, предупредить которые наши работники, как правило, не в состоянии. Люди выходят на путь, ложатся на рельсы перед идущим поездом…
В таких условиях применение экстренного торможения неэффективно. В ушедшем году совершено 12 самоубийств и 1 попытка, закончившаяся серьезными травмами. Еще в 10 случаях причиной травм стало то, что потерпевший сидел или лежал непосредственно на путях.
Особенно тяжело говорить о проблеме детского травматизма. Принимаемые в последние годы меры позволили несколько сократить печальную статистику (например, в 2019-м пострадали 10 несовершеннолетних, в 2020 году – 6), однако полностью исключить подобные факты не удается.

Основной упор мы делаем на профилактику. В преддверии каникул, а также в начале учебного года, проводятся тематические мероприятия «Дети и безопасность». Учитывая сложную эпидемиологическую ситуацию, в прошлом году не во всех школах, гимназиях, других учебных заведениях удалось организовать встречи детей с работниками транспорта. Поэтому были увеличены объемы раздаточных материалов, в учреждения образования переданы разработанные БелГУТом конспекты занятий для разных возрастных групп. В текущем году данная работа продолжена.
Хотелось бы отметить, что правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути регламентированы Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.06.2015 г. № 27 (в редакции от 23.07.2021 № 21). Там четко прописаны нормы поведения в ситуации, если человек оказался на путях или в непосредственной близости от них, на перегонах, на станциях, разъездах, остановочных пунктах, пассажирских платформах или других объектах организаций железнодорожного транспорта общего пользования. Также там определен порядок размещения информационных знаков безопасности, их внешний вид. В перечне помимо традиционных – «Ходить по путям запрещено!», «Подлезать под вагон запрещено!», «При закрытом шлагбауме проход запрещен!», «Не оставляйте детей без присмотра!» и т. д. – появились и новые, что называется, на злобу дня: «Переходить через пути в наушниках опасно!», «Переходить через пути в капюшоне опасно!», «Пользоваться мобильным телефоном на путях опасно!». Они призваны привлечь внимание граждан и упредить возможное травмирование.

Геннадий Ворсо:
– Министерством внутренних дел ежегодно реализуются мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности на объектах стальной магистрали. С учетом специфики выполняемых задач проводится планомерная работа по предупреждению травмирования граждан железнодорожным транспортом.
Так, на постоянной основе совместно с отделениями дороги осуществляется ограждение наиболее опасных участков, а также контролируется техническое состояние посадочных платформ и освещение станций. Кроме того, проводятся и рейды, в том числе с представителями Военизированной охраны Белорусской железной дороги и членами добровольных дружин предприятий транспорта. В 2021 году на объектах магистрали совместными усилиями было пресечено почти 3,8 тыс. фактов прохода по железнодорожным путям или нахождения на них в местах, не предназначенных для пересечения, в текущем – уже более 1,9 тыс.
В основном люди получают травмы из-за собственной невнимательности, не задумываются о последствиях своих действий. В связи с этим считаю необходимым усилить информационную составляющую. Чаще напоминать о правилах безопасного поведения с использованием средств массовой информации, Интернета. В местах, необорудованных для перехода, нужно устанавливать информационные таблички, стенды. И конечно, наиболее действенным элементом предупреждения травмирования является ограждение железной дороги.
Сложно определить какую-то конкретную группу граждан, которые в большей мере подвержены травмированию на объектах магистрали. В текущем году пострадали четверо несовершеннолетних. Из общего количества потерпевших примерно треть составили лица пенсионного возраста. Кроме того, свыше половины травмированных находились в состоянии алкогольного опьянения.
Чтобы упредить несчастные случаи с несовершеннолетними, органы внутренних дел реализуют комплекс мероприятий, включающий как выступления сотрудников в учебных заведениях, так и проведение познавательных игр, викторин, экскурсий на предприятия транспорта. Также осуществляются рейды по изъятию несовершеннолетних, находящихся на станциях, остановочных пунктах без сопровождения взрослых, совершающих административные правонарушения.
Отдельная тема – ДТП на переездах. В прошлом году зарегистрировано 12 подобных случаев (в 2020-м – 11) с участием автомобильного и железнодорожного транспорта, в которых пострадали 5 (2) человек. При отработке данных объектов в 2021 году пресечено 1,4 тыс. нарушений водителями правил проезда железнодорожного переезда, в текущем году – уже более тысячи. Помимо этого, органы внутренних дел и, в частности, Государственная автомобильная инспекция проводят профилактическую работу: выступают в трудовых коллективах, в средствах массовой информации, во время информационных часов, где разъясняют условия и обстоятельства ДТП. Обследуют проезжую часть и прилегающую территорию.
В завершение своего выступления хотел бы еще раз отметить вклад Военизированной охраны Белорусской магистрали и добровольных дружин, созданных на предприятиях железнодорожного транспорта, в профилактику непроизводственного травматизма. Совместно с сотрудниками органов внутренних дел они патрулируют наиболее проблемные перегоны, станции и остановочные пункты, участвуют в профилактических выступлениях в учебных заведениях.

Владимир Кухарёнок:
– Одним из основных рычагов воздействия на ситуацию, влияющую на состоя-
ние непроизводственного травматизма, по-прежнему является профилактика, которую мы проводим как непосредственно на объектах инфраструктуры (рейды, распространение памяток, выведение людей из опасных зон), так и выступления в учреждениях образования, других организациях.
Несмотря на то, что в первом полугодии 2022-го в целом по дороге отмечено снижение количества случаев травмирования граждан (в сравнении с аналогичным периодом 2021-го), ситуация остается непростой. В некоторых отделениях (Могилевском, Минском, Барановичском) допущен рост. В связи с этим считаем, что необходимо активно продолжать данную работу как самостоятельно, так и совместно с сотрудниками органов внутренних дел и работниками железнодорожных предприятий. Хотел бы отметить такой факт. В силу ряда особенностей (высокой интенсивности движения поездов, большого пассажиропотока и плотности населения) в пристоличном регионе вопросы травмирования граждан особенно актуальны. Зная об этом, начальники некоторых станций Минского отделения зачастую сами обращаются к нам с инициативой об организации совместных профилактических мероприятий.
Если говорить в целом об объемных показателях работы Военизированной охраны в данном направлении, то следует отметить положительную динамику, которая наблюдается по итогам первого полугодия. Мы провели почти 3,9 тыс. рейдов (за 6 месяцев 2021-го – около 3,5 тыс.), часть из которых – совместно с представителями органов правопорядка и железнодорожных предприятий. Организовали 455 (387) тематических выступлений в учебных заведениях и трудовых коллективах, аудитория составила более 13,2 тыс. человек (11,2 тыс.), из которых 10,3 тыс. (8,7 тыс.) – это дети и подростки. Мы также размещали публикации в СМИ, выступали на радио, раздавали памятки пассажирам.

Еще один весьма действенный способ исключить возможность травмирования подвижным составом – удалять граждан из зон повышенной опасности вблизи железнодорожных путей. Такие риски особенно высоки у несовершеннолетних, тех, кто находится на объектах магистрали в состоянии опьянения, и людей преклонного возраста, не в полной мере отдающих себе отчет о возможной угрозе для жизни и здоровья и неправильно оценивающих свои возможности. Приведу несколько примеров. В июле текущего года в час ночи в парке станции Орша-Восточная был обнаружен сидящий на рельсах мужчина, который вел себя неадекватно. На замечания и предложения покинуть парк не реагировал. Его пришлось вывести из зоны повышенного внимания и передать сотрудникам Оршанского ОВДТ. Такое поведение гражданина могло стоить ему жизни.
В апреле 2022 года на станции Доманово работник группы, входящей в состав стрелковой команды на станции Барановичи, при патрулировании железнодорожного моста через реку Щару (перегон Лесная – Доманово) задержал ранее судимого гражданина, который шел в колее пути в направлении моста. Он был передан в Ивацевичский РОВД.
Однако не только мужчины беспечно относятся к своей жизни, игнорируя правила безопасности на объектах стальной магистрали. В марте нынешнего года начальник караула стрелковой команды на станции Барбаров благодаря камерам видеонаблюдения на территории охраняемого поста (парк станции) обнаружил на железнодорожных путях постороннюю женщину. Работник Военизированной охраны доставил задержанную в караульное помещение и передал представителям Мозырского РОВД.
Практика показывает, что наличие систем видеонаблюдения на объектах железнодорожной инфраструктуры и доступ к ним с рабочих мест дежурного персонала предприятий и организаций магистрали положительно влияют на профилактическую работу, в том числе по предупреждению непроизводственного травматизма. В настоящее время в Военизированной охране функционируют два пункта мониторинга: в штабе Брестского отряда и у стрелковой команды на станции Минск-Пассажирский. Также сигналы с камер видеонаблюдения, установленных в грузовых парках станций, выведены на рабочие места начальников караулов стрелковых команд (Молодечно, Орша, Полоцк, Новополоцк, Брест, Осиповичи, Барбаров, Калинковичи). Видеонаблюдение дает возможность мониторить обстановку по вопросам сохранности грузов и имущества дороги, профилактики непроизводственного травматизма, осуществлять контроль за соблюдением работниками трудовой, технологической дисциплины, требований по охране труда.

Сергей Кузнецов:
– В рядах добровольной дружины я уже лет 14 – 15. Приходилось патрулировать различные объекты железнодорожного транспорта (станции, остановочные пункты, переезды, мосты, под которыми граждане устраивают несанкционированные проходы по путям), сопровождать поезда региональных линий. Если направляемся в обычное патрулирование, то на один маршрут выходит сотрудник милиции и двое дружинников. Если это усиленный рейд, то нас может быть больше.
Мы выполняем важную профилактическую функцию. Надел дружинник повязку – и сразу стал заметен. Сам факт его присутствия дисциплинирует окружающих. Люди видят, что рядом тот, кто следит за порядком, и стараются соблюдать нормы поведения в общественных местах. Сложности порой возникают с нетрезвыми гражданами, распивающими алкоголь на объектах магистрали. Проводим с ними беседы, разъясняем, уговариваем. Если ничего не помогает, вместе с сотрудниками милиции задерживаем.
Кроме того, дружинники принимают участие во всех профилактических акциях, которые проводятся на дороге, в том числе совместно с МВД (комплекс мероприятий «Пассажир», «Безопасность» и т. д.). Особое внимание – предупреждению травмирования несовершеннолетних. Летом, а также во время школьных каникул мы активизируем эту работу: раздаем на вокзалах и станциях семьям с детьми листовки, информационные буклеты, разъясняем, как правильно вести себя на объектах стальной магистрали, где можно переходить пути, почему нельзя подлазить под движущийся состав, залезать на крышу вагона и т. д. Некоторые родители нас благодарят, отмечают важность такой просветительской деятельности, даже обещают разместить наши листовки на информационном стенде в школе, где учится их ребенок.
В учебных заведениях мы тоже проводим тематические беседы. Демонстрируем ребятам видеоролики о правилах безопасного поведения на железнодорожных объектах, отвечаем на их вопросы. И обязательно стараемся заострить внимание на том, что, переходя пути, нужно отключать наушники и отвлечься от телефона, на переезде – ждать разрешающего сигнала светофора.
Можно сказать, что дружинник – это железнодорожник, который проявляет свою активную гражданскую позицию в свободное от работы время. Мы все делаем одно общее дело, важен вклад каждого. В составе дружины Гомельского отделения – 12 оперативных отрядов по охране общественного порядка, по 4 в каждом железнодорожном узле. Всего 68 человек. За первое полугодие 2022-го наши дружинники приняли участие в 39 рейдах и сопроводили 393 поезда, помогли в задержании 55 граждан, совершивших на объектах железнодорожного транспорта различные административные правонарушения.
Вспомнился один случай. Лет пять назад проходили городские учения по линии МВД. Наряды ППС милиции должны были найти и задержать условного нарушителя. Предлагалось лишь его краткое описание (во что был одет). Успешно с этим заданием справился наш дружинник Юрий Пономарев
(составитель поездов станции Гомель). Он опознал нарушителя на вокзале, задержал и доставил в транспортную милицию.
Возвращаясь к вопросам профилактики травмирования граждан на объектах магистрали, хотел бы отметить, что на дороге проводится большая системная работа в этом направлении. Я помню, когда мы только начинали впервые проводить акции «Стоп – неверный шаг!», количество травмированных на железнодорожных объектах было в разы больше. А потом постепенно пошло снижение. Эту работу необходимо продолжать. Безусловно, нужно развивать новые направления и формы работы, использовать возможности социальных сетей и Интернета. Но лично я считаю, что наиболее эффективными остаются «живые» мероприятия, в ходе которых происходит непосредственное общение с людьми с предупреждением об опасности и ценными советами. Если благодаря этому мы спасем хотя бы одну жизнь, значит, все наши усилия были не напрасными.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика