Июнь
Пн
17
2024

Жизнь под стук колес

Ветеран Витебского вагонного участка Валентина Сухопарова более 35 лет посвятила железной дороге. Большую часть этого времени работала начальником поезда. На днях она отметила 90-летний юбилей. Сегодня, вспоминая свой долгий путь, витебчанка делится самыми запоминающимися мгновениями жизни.

Родилась Валентина Ивановна в небольшой деревне под Смоленском, недалеко от железнодорожной станции Тычинино. Ребенком она испытала все тяготы военного лихолетья. В памяти остались голод, холод, страх… Мать работала поваром в паровозной колонне особого резерва НКПС, за Валентиной и ее младшей сестрой присматривала местный фельдшер. Отец ушел воевать и погиб на фронте.
После войны Валентина успешно окончила железнодорожный техникум в Гомеле. На выбор профессии повлиял пример дедушки, который трудился стрелочником на Смоленщине, был почетным железнодорожником. В 25 лет (в 1957 году) Валентина устроилась учеником проводника пассажирского вагона в Витебский резерв проводников. Затем вошла в штат вагонного депо, в Витебскую дирекцию по обслуживанию пассажиров (нынешний вагонный участок). В 1969-м поступила на должность бригадира-механика поезда (ныне – начальника). Обеспечение посадки и высадки пассажиров, контроль за их размещением и проездом, создание комфортных условий для людей с ограниченными возможностями, пожилых и детей, урегулирование споров – все обязанности выполняла добросовестно. Ее поездная бригада обслуживала различные направления, железнодорожница ездила в Брест, Барановичи и другие города Беларуси, но чаще всего – в Вильнюс.
Нередко в дороге случались нештатные ситуации, когда нужно было быстро и точно реагировать, моментально принимать решения, от которых зависели безопасность и жизнь людей. Как «главнокомандующий» состава она брала под личную ответственность все происходящее: например, сама обслуживала электрооборудование, оказывала первую медицинскую помощь.
В поездной бригаде Валентины Сухопаровой обычно было около двух десятков работников, к каждому она относилась с вниманием и уважением. Коллеги, чувствуя ее такое отношение, ценили Валентину Ивановну как доброжелательного, отзывчивого, справедливого руководителя, который всегда выслушает, поможет, поддержит. К ней могли обратиться по любым житейским вопросам и, конечно, старались не подвести на службе.
Валентина Ивановна успешно справлялась одновременно с нелегкой ответственной работой и заботами о доме и семье. Муж Анатолий Никитич оставался с дочкой Еленой. Девочка с детства знала: когда мама надевает красивую форму – значит, скоро отправится в рейс.

Валентина Сухопарова (в первом ряду третья слева) проводит планерку с поездной бригадой (1980-е годы)

– Мы с отцом и бабушкой готовились к возвращению мамы из поездок, ходили ее встречать, – рассказывает Елена. – Она привозила из Вильнюса конфеты, мясные деликатесы… Мы дружили с семьями работников отрасли, вместе отмечали праздники, ходили в Парк железнодорожников, на первомайские демонстрации.
Сейчас Валентина Ивановна даже не представляет, как когда-то все успевала! Жизнь на колесах за долгие годы стала для нее привычной, работа была ей по душе. Так она трудилась до ухода в 1992 году на заслуженный отдых.
Супруги Сухопаровы прожили вместе более 40 лет. К сожалению, глава семейства уже ушел из жизни. Заботой и вниманием Валентину Ивановну окружают дочь, зять и две внучки – Карина и Анжелика. Радует прабабушку и семилетний правнук Микаэль. Для всех домашних она пример доброты и мудрости.
На счету Валентины Сухопаровой – многочисленные благодарности, грамоты, медаль «Ветеран труда».
С уважением к железнодорожнице относятся члены совета ветеранов и нынешние работники вагонного участка, интересуются ее жизнью, оказывают поддержку. Душевное поздравление подготовили бывшие коллеги и на день рождения. Самые главные пожелания – здоровья и благополучия.

Татьяна ВЕРАСНЕВА

Яндекс.Метрика