«Знаком с дорогой с детства»
В генеалогии многих белорусских семей так или иначе присутствуют железнодорожные корни. Яркий тому пример – известный отечественный режиссер, сценарист и актер Иван Павлов. Хотя сам он выбрал иную, творческую стезю, связь со стальной магистралью сохранил крепкую. Подробнее об этом в нашем интервью.
– С железной дорогой я знаком с детства. Мой отец – почетный железнодорожник Михаил Александрович Павлов – до выхода на пенсию был заместителем начальника службы технической политики и инвестиций – начальником отдела энергосберегающих технологий, внес большой личный вклад в модернизацию системы энергопотребления на Белорусской магистрали. Он отмечен именными часами министра путей сообщения, – с гордостью поясняет собеседник. – Трудовой путь на дороге папа начинал в Минском энергоучастке (ныне Минская дистанция электроснабжения) электромонтером. Его начальником тогда был Андрей Задорожный – легендарная личность, замечательный специалист и удивительный человек. Он привил отцу интерес к профессии, что называется, дал путевку в жизнь. После учебы в ЛИИЖТе папа работал на тяговой подстанции электромехаником, позже был энергодиспетчером. Затем его пригласили в службу электрификации и энергетического хозяйства на должность начальника отдела эксплуатации. А когда образовалась новая служба – технической политики и инвестиций, – перешел туда.
– Помимо отца у Вас в роду еще были железнодорожники?
– А как же! Двоюродный брат папы Олег Пустоход был главным инженером Белорусской железной дороги. Родная сестра отца Леокадия Александровна заведовала ведомственным детским садом, что на улице Чкалова в Минске. Ее второй муж работал машинистом. Кроме того, мой прадед (дедушка папы) Павлов тоже был машинистом, еще до революции.
– Помните, как раньше в Вашей семье отмечали День железнодорожника?
– С тех пор, как в 80-х годах прошлого века работникам магистрали выделили дачные участки под Талькой, все выходные мы с отцом проводили там. И там же отмечали профессиональный праздник (что символично – под перестук колес). Соседи-железнодорожники целый день ходили друг к другу в гости, поздравляли. Очень сплоченными они были, чувствовалось крепкое железнодорожное братство.
Кстати, родился я в железнодорожной больнице. Ее старое двухэтажное здание еще сохранилось. Оно находится через мост от красной кирпичной водонапорной башни (местной достопримечательности) вблизи проспекта Жукова. Если проезжаю рядом, всегда говорю своим детям: «Здесь ваш папа появился на свет». Это наша семейная достопримечательность. Кроме того, несколько раз в здании бывшей железнодорожной больницы мне приходилось снимать кино. Как сын железнодорожника, я наблюдался в ведомственной поликлинике, отдыхал в железнодорожных санаториях и в детском летнем оздоровительном лагере имени Николая Гастелло. Так что дорога была неотъемлемой частью моего детства.
– В Вашей трудовой биографии тоже был «железнодорожный» период. Расскажите об этом подробнее.
– Вообще-то я хотел стать военным. Но после школы не прошел по конкурсу и поэтому подал документы на электротехнический факультет Белорусского государственного политехнического института (сегодня БНТУ). Меня взяли. Кроме того, с детства я занимался художественной самодеятельностью, с первого класса снимался в кино (фильм «По секрету всему свету», 1976 год) и не собирался отказываться от творчества. Пришел по объявлению о наборе в любительскую театральную студию Дворца культуры профсоюзов, да так там и остался. В результате я два года учился в политехническом и играл в народном театре. Потом меня призвали в армию. Служил в Центре дальней космической связи недалеко от Евпатории, посылал сигналы на Марс, а точнее, к советским автоматическим межпланетным станциям «Фобос-1» и «Фобос-2», предназначенным для изучения красной планеты и ее спутника. Было интересно. Но гораздо сильнее запали в душу эмоции от посещения местного детского дома, куда везли на оздоровление больных детей-сирот со всего Союза. Мы с ребятами взяли над ними шефство и когда получали увольнительную, шли не в видеосалон или на пляж, а в гости к детям. Гоняли с ними в футбол, учили игре на гитаре, рисованию. Вы бы видели глаза этих ребят. Общение для них было самой большой радостью.
Когда вернулся домой, то по предложению отца перевелся в институте на заочное обучение (сразу на 4-й курс) и устроился электромонтером в Минскую дистанцию электроснабжения. Обслуживал трансформаторные подстанции (отвечал за исправность трансформаторов и высоковольтных выключателей, которые в то время были масляными). Часто приходилось работать на выезде – в Руденске, Олехновичах, Борисове. Попробовал сам, так сказать, вкус железнодорожного хлеба. Хотя отец мой на то время уже занимал руководящие должности, и все знали, что я его сын, но поблажек мне никто не делал. Трудился наравне с остальными. Через год я стал электромехаником, а когда писал диплом, уже был в бригаде релейной защиты. Всего на железной дороге я отработал три года. Окончив институт, уехал на заработки. Потом была учеба в академии искусств. На тот момент у меня уже была семья, дети. Денег вечно не хватало. Папа очень помогал, спасибо ему огромное. Хотя всякий раз повторял мне: «А вот был бы железнодорожником, уже имел бы руководящую должность, нормальную стабильную зарплату». И все же он мной гордился. Я уже тогда снял несколько фильмов («Свежину с салютом» и другие). Когда я заходил к нему в Управление дороги, шел по коридору и встречал его коллег, отец меня представлял, не скрывая гордости: «Мой сын, режиссер».
– Давайте поговорим о творчестве. В каком из снятых Вами фильмов наиболее ярко прослеживается железнодорожная тема?
– Без сомнения, это мини-сериал «Все, что нам нужно» (2011 год), где одна из сюжетных линий напрямую касается магистрали. Проводник Вера в исполнении актрисы Олеси Пуховой провозит «зайцем» звезду хоккея Дениса Чащина, у которого разбито сердце после предательства жены. По дороге из Челябинска между героями возникает симпатия, которая может перерасти в настоящее крепкое чувство.
– Где проходили съемки?
– Нам выделили пассажирский вагон на 17-м пути станции Минск-Пассажирский. Была зима. Окна мы затянули полупрозрачной бумагой. Под колеса положили бревно. Когда нужно было снимать внутри, якобы во время движения, специальный человек наступал на бревно, создавая качку. Поэтому в конце съемочного дня я выходил слегка пошатываясь. По сюжету поезд следует до Челябинска и возвращается обратно. Мне для монтажа нужны были челябинские пейзажи, пролетающие за окном. Для их съемки я отправил туда поездом оператора, директора картины, механика камеры и осветителя. Три дня в одну сторону, три дня в другую. Они отсняли хороший материал. Хотя сложности свои там тоже были. А сцену, где герой садится в поезд в Челябинске, мы снимали в Колодищах.
При работе над фильмом «На спине у черного кота» тоже снимали на железной дороге, по-моему, в Житковичах. Нужно было успеть снять героев до отправления поезда. Времени впритык, но в итоге все получилось.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство Белорусской железной дороги за помощь. Если у нас возникала необходимость организовать съемку на железнодорожном объекте, в подвижном составе, – нам всегда шли навстречу, оказывали всяческое содействие. Например, мы снимали выпуск белорусского юмористического киножурнала «Тарарам» (аналог «Ералаша»). По сюжету герои едут в электропоезде и разговаривают. Почему мы не снимаем реальных пассажиров в вагоне? Потому что они могут посмотреть в камеру, испортить съемку. Для этого мы садим массовку. И именно поэтому нам нужен был целый вагон. Его нам предоставили – в электропоезде, следующем в Молодечненском направлении. Реальные пассажиры размещались в остальной части состава.
К слову, помимо художественных довелось мне снимать и документальный фильм о стальной магистрали для парламентских слушаний продолжительностью 25 минут. Это был заказ Белорусской железной дороги. Лет 20 тому назад. Мы тогда использовали много материала, отснятого пресс-центром магистрали плюс кое-что делали сами.
– В этом году увидела свет Ваша новая работа – военная драма «Пламя под пеплом», снятая на «Беларусьфильме». Это история о добровольцах, которые после войны занимались разминированием Минска. Она переплелась с рассказом о тех, кто в наши дни обезвреживает снаряды времен Великой Отечественной по долгу службы. Можем ли мы надеяться, что когда-нибудь Вы снимите фильм и о железнодорожниках?
– Мне предлагали сценарий на железнодорожную тему, но там были серьезные технические ляпы, которые я, как человек, работавший на железной дороге, сразу заметил. Они касались и вопросов организации перевозочного процесса, и безопасности движения. Ни один железнодорожник не поверил бы в реальность предложенной сценаристами истории. Поэтому я отказался. Если же у нас на киностудии появится хороший сценарий, я буду всячески бороться за право снять этот фильм самому, поскольку о железной дороге знаю гораздо больше, чем многие мои коллеги.
В завершение я хотел бы поздравить всех железнодорожников, ветеранов отрасли и отдельно моего папу с профессиональным праздником. Пожелать всем здоровья, счастья, благополучия. Если бы не кино, которым я «заразился» в далеком 1975 году, я бы продолжил свою железнодорожную биографию.
И я всегда с большим уважением отношусь к труду каждого работника стальной магистрали – будь то монтер пути, дежурный по переезду или машинист. Все вы делаете одно большое общее дело. Для Беларуси железная дорога – это транспортная артерия, которая соединяет регионы и людей. Это единый живой организм, который растет и развивается. Пусть он таким и остается.
Инга
МИНДАЛЁВА