Сентябрь
Вс
08
2024

Было в основе печатное слово

Технические библиотеки всегда имели важное значение для развития разных отраслей. Сокровищницы знаний с редкими экземплярами прошлых столетий, а также современными изданиями профессиональной направленности есть в каждом отделении Белорусской железной дороги. Главным координационным и методическим учреждением стала научно-техническая библиотека Центра научно-технической информации. У этого хранилища книг и периодики свое прошлое, свое настоящее и, конечно, будущее. Нынешней осенью библиотечной деятельности на Белорусской магистрали исполняется 140 лет. В связи с этим мы начинаем цикл публикаций, в которых расскажем о богатой истории сети технических библиотек на магистрали и о новейших технологиях, которые помогают работе специалистов.

Первой была открыта библиотека при Управлении Либаво-Роменской железной дороги в Минске в сентябре-октябре 1882 года. В 1891-м – крупная библиотека при Управлении Полесских железных дорог. Ее фонды насчитывали около 9 тыс. книг, и именно здесь решили создать техническую библиотеку. В 1900-м в ее хранилище было уже 1100 томов, выписывалось 15 периодических изданий. Действовала библиотека на Московско-Брестской железной дороге при Управлении в Москве. Ею пользовались преимущественно служащие Управления дороги, а некоторым работникам специальную литературу высылали по особым требовательным книжкам и вручали через начальников станций.
Большую роль в создании сети библиотек сыграло создание в июле 1906 года на Московско-Брестской железной дороге Комитета для заведования образовательными учреждениями и его местных попечительств. Появились библиотеки на станциях Дорогобуж, Вязьма, Орша, Погодино, а в оршанской даже обустроили читальный зал. Плата за чтение книг взималась небольшая, что делало пользование библиотеками доступным для железнодорожников. Кроме того, были организованы особые подвижные библиотечки, которые доставляли издания на станции.
Все подобные учреждения, открытые на железной дороге до 1917 года, положили начало разветвленной сети транспортных библиотек, которая сформировалась уже в послереволюционное время. Так, централизованная сеть технических библиотек железнодорожного транспорта стала оформляться в 1921-м, после того, как НКПС 28 апреля издал Приказ № 3114 «Об организации библиотечного дела на путях сообщения». Этим документом всем центральным и местным управлениям предлагалось «организовать имеющиеся у них библиотеки на объявленных основаниях». В приказе нашли отражение прогрессивные тенденции, не потерявшие своего значения и теперь: организация филиалов, привлечение к библиотечной работе инженерно-технических служб, специализация фондов.
А в 1925 году в соответствии с приказом НКПС Приказом Уполномоченного наркома путей сообщения и начальника Западной дороги на станции Гомель была организована одна из первых технических библиотек – Центральная техническо-экономическая библиотека при административном отделе Правления дорог.
В 1936-м она была преобразована в Дорожную научно-техническую библиотеку (ДНТБ) Белорусской магистрали.
В 1925 – 1930 годах технические библиотеки появились во всех крупных железнодорожных узлах. Тогда же началось формирование сети линейных технических библиотек. Из числа довоенных следует отметить линейную техническую библиотеку станции Могилев, созданную в 1930-м. Уже в те годы здесь использовали такую форму обслуживания читателей, как «кольцевая почта»: имелось два чемодана для пересылки литературы, подбирались книги и журналы, составлялся список станций и график пересылки литературы. На каждой станции передвижная библиотека находилась месяц, потом переправлялась на другую.
К 1940 году на Западной, Белорусской, Белостокской и Брест-Литовской дорогах насчитывалось 29 библиотек, общий фонд которых составлял более 200 тыс. экземпляров. Во время Великой Отечественной войны книги были частично вывезены в тыл (в частности, фонд ДНТБ), но многое спасти не удалось. После освобождения страны вместе с другими железнодорожными предприятиями вторую жизнь получили и библиотеки. Приказом начальника Белорусской дороги № 259 от 8 июня 1944-го вновь открыли ДНТБ и линейные технические библиотеки на станциях Гомель, Калинковичи и Кричев. В начале 1950-х фонды библиотек были восстановлены.
В мае 1953 года после объединения Белорусской и Минской дорог в Белорусскую, одним целым стали дорожные технические библиотеки в Минске. Дорожная научно-техническая библиотека Управления Белорусской железной дороги получила статус методического центра технических библиотек магистрали.

В 1970-е эта сеть вышла на новый уровень. Работники филиалов ДНТБ выезжали на линейные станции, привозили производственную и учебную литературу в помощь тем, кто учился без отрыва от производства. Оказались популярны пункты выдачи книг, коллективные абонементы. В 1980-м дорожную НТБ признали лучшей на сети МПС СССР.
В Беларусь приезжали за опытом специалисты со всего Советского Союза, проводили семинары. Новые отечественные подходы также были представлены на ВДНХ СССР. Безусловно, в этом большая заслуга руководителя ДНТБ, участника Великой Отечественной войны Петра Яковлевича Никифорова. За добросовестную работу в 1981-м ему вручили знак «Почетному железнодорожнику».

В 1992 году произошло еще одно объединение – технических и профсоюзных библиотек дороги. Однако изменения структуры и состава фондов не изменили главного: на первом месте по-прежнему была работа со специализированной литературой по тематике железнодорожного транспорта и смежных отраслей. Собрание дореволюционных изданий и редких книг стало основой депозитарного фонда НТБ ЦНТИ. Накопление и хранение изданий и документов по истории дороги и отрасли в целом – это задача, которую успешно решает и нынешнее поколение библиотекарей.

Яндекс.Метрика