Как весточки прошлой эпохи…
Для ветеранов Белорусской железной дороги самое ценное – это воспоминания. Им выпала нелегкая доля – трудное послевоенное время, голод, холод, отсутствие многих привычных для сегодняшней молодежи вещей… Но нужно видеть, с каким теплом и огоньком в глазах они рассказывают о том периоде. Ведь юношей и девушек той поры отличали удивительное трудолюбие и целеустремленность. И, конечно, патриотизм. Настоящий, без пафоса. Гость нашей редакции – почетный железнодорожник Иван Бурдукевич – из когорты таких замечательных людей. Сегодня ему исполняется 84 года.
Ветеран принес немало фотографий из личного архива. Каждую хочется долго рассматривать, вглядываясь в лица, изучая окружающий фон… Все они словно весточки из другой эпохи. Вот, к примеру, первый снимок. Послевоенное время. Иван Бурдукевич запечатлен с родителями и сестрой Ядвигой. Всего в семье было четверо детей. А родом наш герой из деревушки Нивное в Столбцовском районе.
В 1941-м ему исполнилось три года. В 1943-м оккупанты увезли всю семью в Барановичи, в лагерь для военнопленных. Деревню фашисты сожгли дотла. В городе взрослые сутками работали на пилораме. В том же году семье удалось бежать: когда на восточном фронте начались проблемы, фашистам стало не до них, и охрана была уже не такой усиленной, как раньше.
– Помню, как после побега мы долго ехали в грузовом вагоне, потом шли пешком, а это 30 километров, – вспоминает Иван Карлович. – Вернулись в родные места, но дома не было, он сгорел. Пришлось уйти в лес и ютиться в большой землянке. Было еще несколько семей. Зиму 1943 года там и пережили. В 1944-м вернулись на старое место. Соседи помогали друг другу отстраивать жилье, поэтому дом построили быстро.
В 1956 году Бурдукевич поступил в Минское железнодорожное училище № 3. Такой совет дал ему земляк Вячеслав Богданович, который учился на помощника машиниста паровоза. Иван Карлович вспоминает, что конкурс на эту специальность был очень большим. И чтобы не рисковать, он решил получить другую профессию – бригадира пути. Училище Бурдукевич окончил в 1958 году. Говорит, что в то время помимо учебы активно занимался спортом – стал чемпионом Ивенецкого района по велоспорту. Распределение получил в Пуховичскую дистанцию пути. Начинал старшим рабочим 5-го разряда.
– Как Вы справлялись с нагрузкой?
– Так ведь я деревенский, все умел: и косить, и пахать, и бороновать. Работал, окончил вечернюю школу молодежи. А потом еще и сдал экзамены в политехнический институт. Кстати, получил только две четверки – по русскому и немецкому языкам. Остальное – отлично. Но декан сказал, что я поступить не могу – после училища должен два года отработать.
Затем пришла пора идти в армию. Иван Карлович говорит, что очень хотел служить, отдать долг Родине. Так оказался в деревне Лещинец, что недалеко от Гомеля. Там находилась воинская часть. Во время службы туда нередко приезжали студенты БИИЖТа с концертами. И Иван Бурдукевич загорелся идеей поступать именно в этот вуз. Так и произошло в 1960 году. Поступил по направлению – это был единственный набор производственников. Учился он по сокращенной программе, четыре года. Еще почти год – практика в Куйбышевском мостопоезде № 828. Это был ценный опыт.
– Рельеф местности там очень сложный. Я изучал почву, чтобы исключить проседание железнодорожного пути, выполнял другие работы, – говорит Иван Карлович.
Произошли изменения и в личной жизни. На последнем курсе БИИЖТа, в 1964-м, герой публикации женился. Через год у Ивана и Зинаиды родилась дочь Светлана. Вторая – Марина – появилась на свет спустя пять лет. На одной из фотографий можно увидеть всю семью. После окончания БИИЖТа Бурдукевича направили в ПМС № 71. С этим предприятием связаны много лет его жизни. Начинал монтером пути 4-го разряда. Уже через месяц молодого специалиста назначили дорожным мастером в колонну №3 отделочных работ.
– Было тяжело. К тому же я писал диплом не по этому направлению. Но пригодились вузовские конспекты – писал я быстро и все сохранил, – говорит ветеран. И отмечает важность того периода: – У кого-то не хватало техники, у других ее было достаточно, поэтому на время проведения тех или иных работ путевые машинные станции (№ 71, № 78, № 115, № 117) трудились сообща, объединяя мощности. Кстати, мы первые в Советском Союзе по новой технологии укладывали и меняли плети. Техника поступала очень хорошая, современная.
В 1969 году железнодорожник стал начальником колонны, через год – главным инженером. Особое событие в его биографии – участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. На календаре был 1974 год. Тогда на участке Архара – Облучье белорусские железнодорожники в рекордные сроки выполнили укладку пути.
– Работу приняли с оценкой «отлично», – не без гордости говорит ветеран. – Также мы трудились на участке Тарманчукан – Отроги. Посмотрите, я с собой захватил ценный документ. В нем указан план и профиль пути, кривые… Рекордную укладку мы произвели и на перегоне Рачи – Богучан протяженностью 3,5 километра. «Окно» длилось восемь часов. За это были премированы экскурсией в Хабаровск. На БАМе было большое движение, поезда ходили строенные!
Жили белорусы в вагонах. При этом где-то с семи вечера и до семи утра на улице находиться было невозможно – не давал покоя гнус. Запомнилась река Урил, левый приток Амура. Свое русло она меняла едва ли не после каждого дождя. Когда к Ивану Карловичу приехала супруга с дочкой и решила искупаться, ее чуть не унесло течением. Такова своенравная природа Дальнего Востока!
На БАМе наш герой находился один год. Когда белорусы возвращались домой, Андрей Андреев приехал принимать Дальневосточную железную дорогу в качестве нового начальника. Впоследствии он возглавил Белорусскую магистраль. Иван Карлович вернулся в родную ПМС № 71.
В 1983 году был удостоен высшей отраслевой награды – знака «Почетному железнодорожнику», в 1987-м возглавил предприятие. На заслуженный отдых ушел в 2002 году. Но еще год работал дублером – начальником колонны. Затем по приглашению
в то время директора столичного отраслевого колледжа Геннадия Серкутьева стал мастером производственного обучения. С теплотой вспоминает многих преподавателей, в том числе Леонида Рогалевича.
«Я передавал свой опыт молодежи, мне это было интересно», – говорит ветеран. С 2007-го работал преподавателем геодезии у техников-путейцев заочного отделения и руководил дипломными проектами у заочников. Многие из них сегодня трудятся руководителями на различных предприятиях магистрали. Кстати, в колледже сегодня работает дочь ветерана Светлана. Супруга долгое время трудилась в отделе механизации службы пути. Дочери подарили родителям двух внуков и внучку. Один из парней некоторое время работал машинистом. Так что связь с железной дорогой в этой семье крепкая.
Иван Карлович не понаслышке знает, как важно правильно строить работу с молодежью – будущим Белорусской магистрали.
– Нужно воспитывать новое поколение на лучших примерах, – говорит он. – Быть требовательными, но справедливыми. Я сам старался быть таким. А еще – учить уважению к старшим. Помню, что у нас в деревне было так заведено: при встрече со взрослыми молодежь, здороваясь, снимала шапку. Словом, в этой работе нет мелочей. Если подводить итог нашей беседы, отмечу, что доволен тем, как сложилась моя судьба. Приятно видеть во время прогулки на улице знакомых ветеранов-железно-
дорожников, говорить с ними о жизни, о нашей непростой работе. И в эти минуты кажется, что время над нами не властно – на лицах улыбки, а в глазах, как и много лет назад, озорные огоньки…
Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ