По рельсам истории
Железнодорожная сеть Гомельщины складывалась постепенно, на протяжении почти полутора столетий. По территории этого региона Беларуси стальная магистраль впервые прошла в 1873 году: от станции Ново-Вилейск до Гомеля, а в 1874-м – от города над Сожем до Ромны (Украина).
В июле 1874-го сдали в эксплуатацию первые участки Минск – Жлобин и Гомель – Жлобин Ландварово-Роменской железной дороги (в 1877-м ее переименовали в Либаво-Роменскую). Эта магистраль связала белорусские губернии с портами Балтийского моря и Украиной, имела большое значение для развития страны. Она непосредственно соединила хлебородные районы Украины с единственным незамерзающим в Российской империи портом Балтийского моря – Либавским. Кроме того, ее значимость усиливалась благодаря пересечению со многими другими важными железными дорогами европейской части Российской империи.
История железнодорожного вокзала станции Гомель началась с уведомления № 320 от 20 ноября 1873 года сенатора Селифонтова военному министру Российской империи. В этом документе сообщалось «…об открытии правильного движения на участке Ландварово-Роменской железной дороги от Бобруйска до Гомеля протяженностью 141,81 версты товарных поездов с 16 ноября 1873 года, а пассажирских поездов с 17 ноября 1873 года». Первый каменный железнодорожный вокзал в городе над Сожем построили в 1890-х. Тогда это было кирпичное одноэтажное здание, облицованное цементом и окрашенное в зеленый цвет.
С расширением сети железных дорог возникла необходимость в обслуживании, ремонте подвижного состава. 16 ноября 1873 года в Гомеле открыли паровозное депо. В 1874-м построили большие мастерские по ремонту подвижного состава, тормозов, спецоборудования, которые в 1928-м были преобразованы в паровозовагоноремонтный завод (сейчас это Гомельский вагоностроительный завод).
В 1913 году на станции Гомель было продано 361 623 пассажирских билета, прибыло 15 048 тыс. пудов грузов и отправлено 7989 тыс. пудов. По совокупному грузообороту Гомельский железнодорожный узел уступал лишь Минску, а более интенсивное пассажирское движение наблюдалось только в Бресте.
Строительство и эксплуатация железных дорог привели к появлению в стране самой квалифицированной части рабочего класса. Благодаря стальной магистрали в Беларуси открылись учебные заведения по подготовке квалифицированных технических кадров.
О важности Гомельского железнодорожного узла говорит и тот факт, что до 1917 года отраслевые училища действовали только в Минске, Барановичах и городе над Сожем. А о гомельском техническом железнодорожном училище знали и за границей: в 1900-м оно приняло участие во Всемирной выставке в Париже.
В особую профессиональную группу оформились инженеры-железнодорожники, чьи способности к техническим инновациям затем были востребованы и в других отраслях народного хозяйства. О высокой квалификации и авторитете администрации магистралей, проходивших через Гомель, свидетельствует то, что именно начальники Полесских железных дорог А. Ю. Фриде и В. П. Рейслер, а также начальник службы путей этих дорог инженер И. Н. Борисов в течение многих лет избирались председателями Виленского отделения Русского технического общества – первого научно-технического общества на родной земле.
Стоит отметить, что вначале железные дороги в Российской империи возводили благодаря частным капиталам. Однако в 1880-х началась кампания выкупа дорог в казну. Крупнейшим примером казенного строительства стало сооружение Полесских железных дорог, которые тоже сыграли свою роль в развитии стальной магистрали в Гомельском регионе.
Строить здесь всегда было тяжело из-за болотистой местности и других природных условий. Тем не менее 25 февраля 1886 года открылся участок Лунинец – Гомель. Спустя полтора года на станции Гомель в присутствии министра путей сообщения торжественно отметили завершение строительства еще одного – Гомель – Брянск. Эти две ветви вошли в состав Полесских железных дорог с Управлением в городе Вильно. Станция Гомель с этого момента стала узловой. Кстати, Гомельский железнодорожный узел был настолько успешно спроектирован и построен, что в XX веке претерпел только незначительные изменения: в 1930 году открылось прямое сообщение по линии Чернигов – Ново-Белица.
Эксплуатация Полесских железных дорог благоприятно отразилась на экономике края. С их открытием регион быстро начал развивать сбыт своей продукции, открывались новые лесопильные заводы, увеличился экспорт леса за границу. 9 апреля 1899 года было принято решение о строительстве Витебск-Жлобинской железной дороги. И 24 декабря 1902 года по линии Витебск – Жлобин открылось регулярное движение. Жлобин также стал железнодорожным узлом.
В течение 1914 – 1920 годов на развитие и функционирование железных дорог Беларуси влияли всевозможные военно-политические события. И Гомельщина не стала исключением. Во время Первой мировой войны значительная часть стальной магистрали на протяжении 1915 – 1918 годов непосредственно находилась в эпицентре военных действий. В ходе советско-польской войны были разрушены здания, мосты, железнодорожное полотно. Произошли существенные изменения в составе перевозок. В 1919-м был создан Западный округ путей сообщения, в который вошли участки Либаво-Роменской и Полесских железных дорог. В этом же году из Минского и Гомельского участков создана Западная железная дорога с Управлением в Гомеле.
С 1 октября 1929 года начала функционировать новая Западная железная дорога, образованная в соответствии с приказом НКПС. Она была сформирована в результате объединения всех участков, входивших в состав Московско-Киевско-Воронежской железной дороги и ранее функционировавшей Западной, а также включения отдельных участков Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской. Управление располагалось в Гомеле. В составе новой Западной дороги находились Минское, Жлобинское, а также Гомельское отделения эксплуатации. В мае 1936 года в результате ее разукрупнения образована Белорусская железная дорога с Управлением в Гомеле. На 1 декабря она имела эксплуатационную длину 2736 километров, развернутую – 3922 километра.
Великая Отечественная война изменила условия и характер работы транспорта. Началом перестройки стал перевод движения поездов с 24 июня на военный график. Железнодорожники Гомельщины проявили высокую организованность и мужество при подвозе всего необходимого для фронта и эвакуации людей, материальных ценностей. Только из Гомеля ежедневно в тыл отправлялось 250 – 300 вагонов с эвакогрузами. В июле 1941-го сформирован полк народного ополчения, в составе которого сражался батальон железнодорожников. Кроме того, в историю партизанского движения много страниц вписали гомельские партизаны и подпольщики, в рядах которых воевали железнодорожники. Главные удары партизаны наносили по вражеским коммуникациям на железнодорожных магистралях. За годы фашистской оккупации Гомельский железнодорожный узел сильно пострадал: взорваны мосты, пути, уничтожены средства сигнализации и связи.
Настоящий трудовой героизм железнодорожники проявили при его восстановлении. Уже на пятый день после освобождения Гомеля началось движение поездов по двум важнейшим направлениям – Жлобинскому и Калинковичскому. Мост через Сож был восстановлен в мае 1944-го, но по нему с большим трудом можно было пропустить за сутки только 12 пар поездов. К концу 1944 года введены в эксплуатацию почти все объекты паровозного и вагонного хозяйства, пути, связи и другие устройства. Одновременно ремонтировали жилые дома, приводили в порядок помещения культурно-бытового назначения. Труд гомельских железнодорожников в военное и послевоенное время был высоко оценен правительством. Пяти лучшим работникам присвоили звание Героя Социалистического Труда. Это машинисты колонны НКПС К. Н. Мышастый и Е. М. Чухнюк, машинист локомотивного депо Жлобин А. М. Шебуняев, главный инженер службы сигнализации и связи В. А. Окорков, электросварщица Гомельского вагонного депо Е. Д. Панькова.
…Кстати, за время своего существования железнодорожный вокзал в городе над Сожем трижды подвергался крупным разрушениям. В 1948 году на прежнем месте построили новый вместо разрушенного одноэтажного. Позже рядом с ним возвели здание для пассажиров пригородного сообщения, приема-сдачи груза и багажа. В 1995 году вокзал капитально отремонтировали, а в 1996-м сдали в эксплуатацию новое здание пригородного вокзала. Главным архитектором проекта был Л. И. Гоер.
Позже вокзальный комплекс реконструировали еще раз, усовершенствовав посадочные платформы и переходы к ним в целях безопасности и удобства для пассажиров. В 2003 году здание вокзала станции Гомель включено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Есть у него и свой символ: в апреле 2008-го здесь появился постоянный «пассажир» – бронзовая скульптура путешественника. Автором композиции стал местный мастер Вячеслав Долгов. «Ретрочеловек» в котелке, сидящий на огромном чемодане с надписями «Гомель», «Париж», «Жмеринка», «Рио-де-Жанейро» и др., с книгой и зонтиком, быстро стал местной достопримечательностью. Появились и свои приметы: для удачной поездки нужно обязательно пожать ему руку.