Верность призванию
«Я отработал в путевом хозяйстве 44 года. На стальной магистрали трудились также мой брат и сестра. Мы с братом отмечены знаками «Почетному железнодорожнику». В целом общий стаж династии Целуйко насчитывает порядка 170 лет». Беседу с журналистом отраслевого издания ветеран труда Игорь Никитович начинает как истинный железнодорожник, без лирических отступлений – четко и по делу.
В прошлом Игорь Целуйко – начальник Гомельской дистанции пути. На коленях – папка с документами, аттестатами и дипломами, почетными грамотами. Под рукой – семейный фотоальбом, где на многих снимках мой собеседник запечатлен в железнодорожной форме вместе с коллегами. На столе – всегда свежий выпуск газеты «Железнодорожник Белоруссии».
Несмотря на солидный возраст (в нынешнем году Игорь Никитович отпраздновал 85-летие), ветеран легко апеллирует точными датами и цифрами, вспоминает основные этапы развития дистанции пути и Гомельского отделения, без запинки называет фамилии и имена тех, с кем пересекался по работе. Наш разговор касался строго железнодорожной тематики, при этом с Игорем Никитовичем общаться было легко. Сложный технический мир путевого хозяйства он описывает простыми словами. Есть у собеседника еще одна приятная черта характера – вспоминая о человеке, будь то руководитель или простой путеец, Игорь Никитович говорит только хорошее. Это значит многое.
– В дистанцию я пришел бригадиром пути в 1956 году после окончания железнодорожного училища, – продолжает ветеран. – Меня принимал начальник предприятия Павел Зайцев. Душа-человек! Он любил молодежь, всегда поддерживал, помогал. Был для нас, неопытных юнцов, как отец.
Такое теплое отношение придало молодому человеку уверенности продолжать совершенствоваться в выбранной профессии, усилило желание учиться дальше и получить высшее образование. Три года он отработал бригадиром, затем столько же дорожным мастером. Отвечал за участок Гомель – Калинковичи. Свои обязанности железнодорожник выполнял добросовестно и качественно, проявлял инициативу. Будучи старшим дорожным мастером, а затем начальником участка, много внимания уделял укреплению производственной дисциплины и улучшению условий труда. Он умел сплачивать людей, грамотно распределять обязанности.
– Я родился в многодетной семье. Поэтому прекрасно понимал, что только через образование, расширение кругозора можно добиться успеха. Всегда большой упор делал на знания, саморазвитие. Помню, мои друзья после занятий в училище придут в общежитие, учебники побросают и гулять на улицу. А я сидел над конспектами, перечитывал, мне нравилось учиться. И как только появилась возможность, без отрыва от работы в 1972 году окончил БИИЖТ по специальности «инженер путей сообщения – строитель».
В 1973-м его назначили заместителем начальника дистанции пути, а через год перевели начальником профильного отдела Гомельского отделения.
– В этой должности отработал 9 лет. Изучил путевое хозяйство отделения, как свои пять пальцев. Приходилось очень часто бывать в командировках, выезжать на линию, – отмечает собеседник. – Начальником отделения тогда был Аркадий Близнюк. Хороший человек, дисциплинированный. Особое внимание уделял вопросам путевого хозяйства, улучшению условий труда. Я многому у него научился.
В то время активно шло техническое перевооружение магистрали – появились новые типы рельсов, виды тяги, подвижного состава. Велась большая работа по усилению верхнего строения пути. Среди важных задач и строительство жилья для железнодорожников. Благодаря непосредственному участию Игоря Целуйко жилищный фонд значительно расширился. Новые добротные дома были построены на всех станциях по участку Гомель – Тереховка, на станциях Лисички, Василевичи.
Видя, что у Игоря Никитовича слова не расходятся с делом, в 1983 году его назначили начальником Гомельской дистанции защитных лесонасаждений, а в 1989-м – дистанции пути. И не прогадали: предприятие вышло в лидеры по сети дорог, коллектив постоянно занимал призовые места. В 1991 году Игоря Целуйко отметили знаком «Почетному железнодорожнику».
– Начальником службы пути тогда был Павел Петров. Человек с большой буквы. О путейцах никогда не забывал. И мы старались не подвести, оправдать оказанное доверие, – говорит ветеран. – В Гомельской дистанции пути тогда было 23 околотка, а в коллективе 754 человека. Каждому хочу сказать большое спасибо за труд. Профессия путейца – одна из самых тяжелых на дороге. Да и время тогда было непростое. Но люди к делу всегда подходили честно и добросовестно.
Лидия СЕРГЕЕВА