Игрушки с характером
Четверть века трудится на Белорусской стальной магистрали старший приемщик поездов станции Молодечно Эльвира Кнебелева. Но в дорожном творческом состязании решила принять участие лишь в этом году. И сразу вышла в финал. Ее интерьерные куклы принесли автору второе место в номинации «Декоративная игрушка» дорожного конкурса художественного мастерства «Мила ты мне, родная магистраль».
Зная, насколько старательно Эльвира трудится над каждым элементом, как тщательно подбирает материалы для своих нежных, удивительных созданий и учитывая высокий уровень ее швейных навыков, можно не сомневаться – это не последняя награда рукодельницы. Было бы время на хобби! Однако обо всем по порядку.
Родилась наша героиня в Казахстане, в городе Актюбинске (ныне Актобе). После школы вместе с подругой отправилась в город Новотроицк Оренбургской области, где окончила швейное училище. Затем поступила в Витебский индустриально-педагогический техникум (ныне колледж), получила специальность мастера производственного обучения, техника-технолога. В городе на Западной Двине познакомилась с будущим супругом, который в то время осваивал ветеринарию. Молодая семья решила обосноваться в Молодечно, на родине мужа. Эльвира устроилась в городской центр творчества детей и молодежи, вела кружки рукоделия, учила ребят создавать из лоскутков меха и ткани веселых медвежат, зайчиков, щенков. Затем какое-то время обучала азам кройки и шитья учениц средней школы в агрогородке Крулевщина. После выхода из декретного отпуска (это был 1997-й) устроилась на станцию Молодечно приемосдатчиком груза и багажа, а через два года стала старшим приемщиком поездов. Работа нелегкая, посменная, коллектив в основном мужской. Но Эльвира себе, как женщине, поблажек не делает. Свои профессиональные обязанности знает уже от «А» до «Я», а у мастера, как известно, дело спорится.
То же самое можно сказать и про ее хобби – рукоделие. Шить наша героиня любит и умеет. Но важно, чтобы занятие было именно в удовольствие, для души. Могла под настроение курточку себе пошить или нарядное платьице для дочери Валерии. Девочке, к слову, передалась тяга матери к декоративно-прикладному творчеству. Но больше импонировало вязание крючком. Повзрослев и отточив свое мастерство, Валерия зарегистрировалась как ремесленник и создала свой профиль в соцсетях, где любой желающий теперь может заказать мягкую вязаную игрушку ручной работы.
Было время, когда Эльвира увлекалась плетением из бумажной лозы. Освоила нюансы создания различных корзиночек, коробочек, подставок, стаканчиков, вазочек – всего и не упомнишь. Когда запал иссяк, переключилась на другое, а именно – на интерьерных кукол. Даже прошла в минувшем году специальные тематические курсы. Вот и на дорожный конкурс представила двух своих красавиц – Проводницу и Провожающую.
– Сначала нужно придумать завершенный образ. За идеями и нюансами порой и в Интернет заглядываю. Например, при работе над конкурсными куклами меня особенно интересовал вид головных уборов тружеников стальной магистрали, – поясняет мастерица. – Потом подбираю материалы, в том числе ткань для тела. Наполнитель закупила заранее. Лучше набивать игрушки синтепухом (нетканым утеплителем, созданным на основе полиэфирных волокон). Можно и другим, но тогда тело будет неровным. Плотная набивка позволяет игрушке стоять. Хотя есть у меня несколько кукол, у которых коленные и локтевые суставы выполнены на шарнирах, такие только сидят.
Несмотря на кажущуюся простоту формы, все изделия мастерицы не цельнокроеные, а, так сказать, сборные. Основные элементы (голову, туловище, конечности) Эльвира кроит и набивает по отдельности. Ноги собирает из двух частей: стопа и голень – одна, от колена до бедра – вторая. Так же и с руками. После сборки прошивает пальчики. Следующий этап – создание одежды – чем меньше размер куклы, тем сложнее. «Часто бывает, что лишь по завершении работы над заготовкой (телом) понимаешь, как именно нужно ее оформить, – признается рукодельница. – А иногда настроение подсказывает сама игрушка».
И это не преувеличение. Характер проявляется в процессе прорисовки лица – очень ответственного этапа. Здесь используется специальная гуашь для ткани, она не смоется и не размажется, если вдруг попадет влага. «Даже при большом желании не получается создать две абсолютно одинаковые куклы, – поясняет автор. – Как-то делала сразу две, максимально идентичные, а лица все равно оказались разными, и у каждой игрушки – свое настроение».
После оформления лица пришивают трессы (локоны на ленте), фиксировать которые можно несколькими способами. Далее одевают куколку, и процесс завершен. При желании можно сделать для игрушки специальную подарочную коробку или декоративную подставку, если она отправится на выставку или в подарок.
– Для создания куклы нужно вдохновение. А еще – время, чтобы никто не отвлекал, – рассказывает железнодорожница. – У нас с мужем частный дом, огород – все это отнимает много сил. Поэтому кукол в моей творческой копилке пока немного, около десятка. Но работа над каждой приносит море положительных эмоций. Как и любое творчество, рукоделие помогает справиться со стрессом и поднять настроение. В таком деле очень важна аккуратность. Задумка может быть интересной, но если работа выполнена неряшливо, то очарование может развеяться. Я вот на свою самую первую куклу смотрю и вижу недочеты. Но мастерство приходит с опытом. Если есть желание и терпение, освоить такое искусство нетрудно. А найти сейчас обучающую информацию – не проблема, в Интернете ее очень много. Дерзайте!
Инга МИНДАЛЁВА