По страницам раритетов
Ценностью фонда научно-технической библиотеки Центра научно-технической информации дороги являются редкие книги второй половины XIX – начала XX веков. Собранный по крупицам депозитарный фонд – гордость коллектива. Раритеты попали в НТБ ЦНТИ различными путями. Значительная часть была передана нашей магистрали Национальной библиотекой Беларуси. У нас есть возможность отправиться в «путешествие» в мир уникальных изданий вместе с ведущим библиографом Татьяной Наварич.
«Начнем с самого старинного экземпляра, который ранее хранился в фонде библиотеки Могилевского Александровского реального училища. Это перевод сочинения немецкого инженера, королевско-саксонского советника при Министерстве финансов Макса Марии фон Вебера «Общепонятное описаніе устройства желѣзных дорог, ихъ подвижнаго состава и управленія ими, въ историческомъ, техническомъ, административномъ и статистическомъ отношенiяхъ», выполненный под руководством И. Вышнеградского и увидевший свет в 1859 году.
В издании можно найти сведения об организации и технических особенностях строительства железных дорог в Англии, Бельгии, Германии, Франции и США. Рассмотрено устройство администраций железных дорог этих стран, а также организация перевозок пассажиров и товаров, работа станций, обязанности различных должностных лиц: обер-кондукторов, смотрителей поездов, экспедиторов багажа, кочегаров, счетных чиновников и других. Приведены статистические данные, отражающие развитие и функционирование железнодорожного транспорта европейских стран, а также расходы на содержание стальных дорог.
В депозитарном фонде НТБ ЦНТИ хранится несколько экземпляров «Журнала Министерства путей сообщения» – научно-технического издания железнодорожной и строительной тематики, на страницах которого публиковались труды русских ученых. Он выходил в Петербурге под патронажем ведомства ежемесячно с июля 1826-го по 1917 год. Журнал издавался книжками, содержащими от трех до четырех печатных листов на двух языках: французском и русском. С 1876-го издавались отдельно официальная и неофициальная части «Журнала…». В 1887 – 1889 гг. обе части выходили в одной книге. Первоначально неофициальная часть именовалась «Инженер», с 1889-го по 1917 год издавалась под названием «Журнал Министерства путей сообщения». На его страницах публиковались отчеты Института инженеров путей сообщения за определенный период, статьи, посвященные технике, железнодорожному и водному транспорту. В разделах «Хроника» и «Мелкие новости и сообщения» размещались материалы, отражающие работу зарубежных магистралей.
В фонде НТБ ЦНТИ неофициальная часть «Журнала…» представлена книгой третьей (1874 г.), третьей и четвертой (1900 г.), первой (1916 г.). Особую ценность имеет издание 1874-го. На второй странице обложки приведены сведения о принадлежности данного экземпляра библиотеке Николаевской академии Генерального Штаба. На титульном листе имеются не только ее штемпели, но и Государственной библиотеки БССР имени В. И. Ленина (сегодня Национальная библиотека Беларуси).
Официальная часть выходила еженедельно в виде приложения. В нем публиковались полные тексты указов. В НТБ ЦНТИ имеются некоторые номера за 1912-й и 1914 год.
О развитии высшего технического образования в Российской империи повествует издание 1899 года «Институтъ Инженеровъ Путей Сообщенія Императора Александра I: Историческій очеркъ», подготовленное инженером С. М. Житковым. В нем поэтапно рассмотрена деятельность одного из первых технических высших учебных заведений России – сегодня Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Ранее книга хранилась в личной библиотеке Алексея Куропаткина – генерала, военного министра Российской империи, главнокомандующего армией в Маньчжурии, члена Государственного совета страны.
Хорошо сохранилось пособие «Краткій курсъ Петрографіи: для студентовъ Института Инженеровъ Путей Сообщенiя Императора Александра I», вышедшее из-под пера И. В. Мушкетова – русского ученого-геолога, профессора Горного института имени Екатерины II, члена Императорского Русского географического общества. Он проводил геологические исследования вдоль Кругобайкальской железной дороги (Транссибирская магистраль) в Восточной Сибири. Издание увидело свет в Санкт-Петербурге в 1904 году. Это краткий свод лекций.
В пособии описаны общие свойства горных пород, размещена информация по минералогии и кристаллографии, почерпнутая из иностранной литературы, а также приведены таблицы для определения полезных ископаемых.
Особый интерес представляет «Вѣстникъ Юго-Западныхъ желѣзныхъ дорогъ» – еженедельный журнал без предварительной цензуры. Он выходил в 1903 – 1916 гг. по 52 номера в год. Дополнительно издавались полугодовые библиографические указатели материалов, планируемых к публикации на страницах издания. В «Вѣстнике…» было два раздела: «Отделъ оффиціальный» и «Отделъ неоффиціальный». В первом публиковались высочайшие утвержденные мнения Государственного совета, приказы начальника Юго-Западных железных дорог о переменах в личном составе, распоряжения по Управлению. Также приводились таблицы, отражающие сведения о размерах грузового движения на магистрали в определенные периоды.
В неофициальном разделе были статьи на различные темы. Например: «О результатах применения на Юго-Западных железных дорогах облегченных способов отправления поездов», «К вопросу о женщинах-начальниках станций», «К вопросу о постановке хирургической помощи на железных дорогах», «К вопросу о значении самообразования и самодеятельности в железнодорожной карьере». В «Вѣстнике…» размещались представляющие значительную историческую ценность очерки об истории и работе Юго-Западных железных дорог. Под рубрикой «Хроника Юго-Западных желѣзныхъ дорогъ» освещалась текущая деятельность магистрали, приводились статистические отчеты о перевозках грузов, а также сведения о работе станционных библиотек и вечерних курсов для служащих дорог. Рубрика «Изъ газетъ и журналовъ» содержала обзоры или частично аннотированные библиографические списки статей из иностранных и российских изданий. Периодически публиковались рецензии на книги железнодорожной тематики, выпущенные в Российской империи. В фонде научно-технической библиотеки ЦНТИ имеется подшивка «Вѣстника…» за 1903 год.
Особую ценность представляет «Смета по эксплоатаціи Полѣсскихъ желѣзныхъ дорогъ на 1914 годъ». Напечатана в Вильне в 1913 году в Губернской типографии. В ней указана точная протяженность всех путей Полесских казенных железных дорог в 1913-м (в том числе служебных и входящих в состав ветвей общего коммерческого пользования и ветвей, принадлежащих частным лицам). Например, общая протяженность линии Брест – Жабинка – Брянск – 1732,342 версты.
В издание включена статистическая информация, отражающая тип, серии подвижного состава, курсирующего на Полесских железных дорогах в 1913 году, его количество, средний вес, силу тяги. Кроме того, есть общий свод доходов и расходов дорог. Приведены средние цены на основные материалы и предметы, ими потребляемые. Даны объяснения сметных предположений расходов по содержанию начальника (управляющего) дороги, лиц и частей Управления, состоящих при начальнике, а также по службам.
Центральное место в коллекции раритетов НТБ ЦНТИ занимает издание Департамента железнодорожных дел Народного Комиссариата финансов «Сборникъ Тарифовъ Россійскихъ желѣзныхъ дорогъ», который рассылался на все станции. На его страницах в полном объеме публиковались все вводимые в действие железными дорогами страны тарифы и тарифные изменения, а также извещения об отмене действующих норм. В сборнике печатали таблицы тарифных расстояний между станциями, ведомости об организации и приостановке движения грузов, расчетные таблицы провозных плат по классам и дифференциалам общего грузового тарифа магистрали. «Сборникъ Тарифовъ Россійскихъ желѣзныхъ дорогъ» выходил еженедельно с 1889-го по 1919 год. В фонде научно-технической библиотеки ЦНТИ хранятся подшивки номеров за 1902, 1906, 1907, 1910 – 1913, 1915, 1917 гг. На основе материалов, опубликованных в сборнике, издавался «Перечень Тарифовъ, вошедшихъ въ Сборникъ Тарифовъ Россійскихъ желѣзныхъ дорогъ…» с периодичностью два раза в год. В фонде НТБ ЦНТИ имеются выпуски за 1901, 1902, 1904, 1905, 1906 гг.
«HÜTTE. Справочная книга для инженеров, архитекторов, механиков и студентов» – уникальный многотомный технический справочник для инженеров, выдержавший в Германии 34 издания. Переиздавался он также в царской России и СССР. До Великой Отечественной войны являлся одним из самых распространенных советских технических справочников. Впервые книга была выпущена в Германии в 1857 году студенческим Академическим союзом Хютте в издательстве Ernst & Korn. В ней было три раздела: математика и механика, машиностроение, строительство. Дореволюционных справочников HÜ TTE, к сожалению, сохранилось немного. А в НТБ ЦНТИ имеется всего три выпуска: части первая и третья, изданные в Берлине в 1920-м и 1921 годах, а также 15-е издание 5-го дополнительного тома, вышедшее в Москве и Ленинграде в 1939-м.
Заслуживают внимания и другие не менее значимые раритетные издания из фонда НТБ ЦНТИ: «Протоколы засэданiй спеціальных по разбору претензій съѣздов представителей Русскихъ желѣзныхъ дорогъ» (в библиотеке имеются документы за 1902 – 1905, 1907 – 1910 гг.), «Сводная статистика перевозок по русским железным дорогам за 1908 г.» (1908 г.), «Отчетъ Варшавскаго Порайоннаго Комитета по регулированiю массовыхъ перевозокъ грузовъ по желѣзнымъ дорогамъ за 1908 г.» (Варшава, 1909 г.), «Извѣстiя Общаго Бюро Совѣщательныхъ Съѣздовъ» и другие».