По наказу отца
За правым крылом тепловоза Анатолий Мухин проехал тысячи километров, добился высоких профессиональных успехов и подготовил десятки отличных специалистов. Большую половину жизни – 36 лет – он посвятил локомотивному депо Калинковичи. Отметивший 70-летие, ветеран-железнодорожник решил поделиться историей своего пути в любимую профессию.
– Сын, пора тебе определиться, чем будешь заниматься в жизни. Решай, конечно, сам, но мой совет – иди, как и я, на железную дорогу. Это стабильность, надежность, да и заработок достойный, – примерно такой разговор почти полвека назад состоялся у отца и сына Мухиных.
Авторитет главы семьи для Анатолия Алексеевича был непререкаем. Тот в начале Великой Отечественной войны 16-летним парнем ушел в партизаны и сражался с врагом, а потом много лет работал на отраслевых предприятиях Калинковичского узла. Сын выполнил отцовский наказ и стал машинистом. Именно в этой профессии Мухин-старший и хотел видеть своего единственного сына.
В январе 1973 года, сразу после армейской службы в Печах под Борисовом, Анатолий пришел оформляться в отдел кадров локомотивного депо Калинковичи. Для юноши с Подольской стороны (в этой части города размещается большинство отраслевых предприятий. – прим. автора) это было предсказуемо. Немало друзей-соседей, с которыми он вместе играл и ходил в школу, выбрали тот же путь. Буквально сразу же руководство депо отправило Мухина-младшего в Барановичскую дорожно-техническую школу на курсы помощников машинистов тепловозов и паровозов. Далее он окончил курсы по подготовке помощников машинистов дизель-поездов в Гомеле. Через четыре года, набравшись опыта и блестяще выдержав экзамены, пересел за правое крыло локомотива. Водил поезда на Гомель, Житковичи, Овруч. Без отрыва от производства с красным дипломом окончил заочное отделение гомельского железнодорожного техникума по специальности «техник локомотивного хозяйства».
От родных Анатолий Мухин узнал, что его прапрадед по отцовской линии тоже работал машинистом на паровозе еще на заре развития железнодорожного транспорта в Российской империи. Это были 40-е – 60-е годы XIX века, а должность тогда называлась «системный машинист-паровозник». Любопытно, но неизменным атрибутом формы этого работника были белые перчатки.
Анатолий Алексеевич продолжил семейную железнодорожную традицию. И форму свою всегда содержал в образцовом порядке, как и вверенную технику. За добросовестный труд он неоднократно поощрялся премиями, награжден многочисленными почетными грамотами. В локомотивном депо Калинковичи Мухина знали и как хорошего рационализатора. Он разработал и внедрил в производство десятки новаторских идей.
В 2001-м его назначили машинистом-инструктором. И следующие восемь лет Анатолий Алексеевич занимался подготовкой машинистов и их помощников. С особой гордостью собеседник говорит о заместителе начальника депо по эксплуатации Павле Смыковском. Это его ученик, как и все шестеро нынешних машинистов-инструкторов. Ветерану-железнодорожнику, отдавшему 36 лет трудовой биографии локомотивному депо Калинковичи, приятно осознавать, что он подготовил достойную смену. А молодое поколение при встрече всегда благодарит наставника за обучение, опыт и поддержку.
Также стоит отметить, что четыре года мой собеседник был депутатом Калинковичского городского Совета депутатов. За это время сделал для земляков много хорошего, но главным своим успехом считает открытие городского автобусного маршрута № 19 «Локомотивное депо – автовокзал», который существует и сегодня. Тогда для его разработки требовалась грамотная логистика. Это и дополнительные автобусы, и строительство остановок общественного транспорта, и качественное дорожное покрытие. Значительная часть маршрута проходила по улице Подольской, на отдельных участках которой пришлось расширять дорогу до требуемых 9 метров. В итоге удалось соединить Залинейный район с центральной частью Калинковичей. За активную работу и гражданскую позицию Анатолий Мухин отмечен Почетной грамотой райсовета депутатов.
Проблемами людей он живет и сегодня, но уже в качестве заместителя председателя первичной ветеранской организации депо. До пандемии ветераны-железнодорожники совместно с коллегами с других узловых предприятий часто путешествовали по Беларуси, посетили много памятных мест. Планируют эти экскурсии снова активизировать.
Как-то довелось услышать от Анатолия Алексеевича следующие слова: «Пока живешь, надо делать людям добро, обязательно бескорыстно, тогда со всеми будешь в дружеских отношениях и память
о себе оставишь добрую».
– Все время держу себя в хорошей физической форме, слежу за весом и даже сейчас спокойно «вхожу» в свой свадебный костюм! – с гордостью сообщает ветеран. – Веду здоровый образ жизни. Когда был машинистом, курящих помощников отправлял дымить в заднюю кабину дизеля, чтобы самому не дышать. Также постоянно даю себе физическую нагрузку: работаю на даче в Копаткевичах, регулярно посещаю бассейн, люблю баню. А еще стараюсь всегда быть на позитиве, чего и всем желаю.
Сергей САКОВИЧ