Там, где всегда счастье
...«На горизонте – Белое. Снега и Негорелое». Эти лирические строки небольшому населенному пункту, расположенному в 48 км от столицы, посвятил Владимир Маяковский. Воспоминания и прозаические зарисовки о Негорелом и одноименной станции оставили и другие знаменитые советские и зарубежные деятели науки, культуры и искусства. Столетие назад, став первой пограничной станцией БССР, и в целом Советского Союза, Негорелое появилось на всех картах, вписав свое имя в мировую историю. Сегодня, в День народного единства, к нему также приковано внимание.
17 сентября 1939 года началось воссоединение белорусского народа в общее государство, разделенное в результате Рижского мирного договора. У истоков, точнее, границ этого единения, в прямом смысле стояли железнодорожники из Негорелого.
…Какими были «парадные ворота» Советского Союза, что здесь происходило с 1921-го и по 1939 год, а также после объединения Западной и Восточной Беларуси? Ответы на эти и многие другие вопросы знает Марина Воронович – коренная жительница и начальник станции Негорелое, человек, безмерно любящий выбранное дело и малую родину. На Белорусской магистрали Марина Петровна трудится почти 30 лет. Воспитанница Детской железной дороги и выпускница оршанского отраслевого техникума (сейчас колледж), она работала дежурным по станциям Бобр, Приямино, Койданово. Около 15 лет была маневровым диспетчером на станции Шабаны. А в 2013-м возглавила коллектив станции Негорелое и вернулась домой, исполнив свою самую заветную мечту.
«Мне было 6 лет, когда с родителями переехали в Минск. Несмотря на все очарование и притягательность столицы, всегда тянуло в Негорелое, – рассказывает Марина Воронович. – Правду говорят: «Сердцу не прикажешь». А мое, когда замечала в окне родные пейзажи, начинало биться чаще и еще громче, и, казалось, что это слышит весь вагон. Поэтому я с нетерпением ждала пятницу – самый лучший день недели, чтобы вновь отправиться по любимому маршруту. Начинался он с вокзала Минск-Пассажирский, где стояли небольшие металлические билетные аппараты. Монетки туда бросала сама, а затем доставала проездные документы. В поезде я всегда сидела около окошка, с интересом рассматривая железнодорожное полотно, ведя подсчет пикетных столбиков и изучая километровые знаки, – до сих пор помню, где и какой. Особый момент – общение с пассажирами-бабушками, с которыми поездка пролетала незаметно. Помню, одной милой пенсионерке как-то сказала: «Когда вырасту, обязательно вернусь в Негорелое и буду жить только там». Пожилая женщина в этом сомневалась, а я твердо решила. И сдержала слово.
С чего начинается родина? Моя – с железнодорожного переезда, где дежурным работала моя бабушка. Именно он первым встречает пассажиров, следующих в Негорелое. Правда, сейчас переезд без «домика» дежурного. Раньше здесь же выделяли участки земли железнодорожникам, где они потом сажали картошку, косили и сушили траву. Ворошить сено взрослые поручали нам, детям, поэтому на переезде бывала часто. Да и от бабушкиного дома, где жили и мы с родителями, он недалеко. В нем всегда хорошо, уютно и тепло (действительно, даже стены греют). Этот дом и улица, ведущая к нему, – еще один ключевой элемент «мозаики» моего детства, с которым связано немало приятных воспоминаний. Так, нам доверяли с легким сердцем, ходить за хлебом в магазин. Белый и черный в то время еще выдавали по талонам, по пять буханок темного и один батон. Это ответственное задание я обычно выполняла с двоюродным братом Максимом. Из дома выдвигались чуть раньше, чем привозили хлеб, чтобы занять очередь и получить свою порцию. Ароматный, теплый, с хрустящей корочкой и такой вкусный! Сил сдержаться и не попробовать горбушку у нас не хватало, поэтому обратно мы возвращались с десятью буханками и только одним батоном вместо пары на двоих.
Когда с домашними делами было покончено, мы с соседскими девчонками и мальчишками собирались на улице, где и проводили время до вечера. А потом бежали на пустырь напротив бабушкиного дома, где взрослые соорудили волейбольную площадку. Поиграть туда приходили все жители Октябрьской, как говорится, от мала до велика. После окончания встреч, для нас, детей, разжигали костер. Запеченные картошка и сало, веселые рассказы или сказки, которыми развлекали друг друга, песни под гитару или без аккомпанемента… Мы с нетерпением ждали вечера и могли засидеться у костра до полуночи, а, бывало, и позже уходили домой, ведь столько всего нужно рассказать, столько песен исполнить! Репертуар, к слову, у нас был обширный. Знали песни военных лет, поскольку Великая Отечественная коснулась практически каждой семьи в Негорелом. Ее участником был и мой дедушка, который долгие годы работал на станции приемосдатчиком груза и багажа. В День Победы – главный для всех нас праздник – мы обязательно приезжали к нему, поздравляли, а затем вместе шли к братской могиле на митинг. Дедушки уже нет, но мы все равно уже со своими детьми каждое 9 Мая приходим туда. Для нас важны и дороги наши история и память. И я рада, что в Негорелом есть ее свидетель и хранитель – ветеран войны, железнодорожник Антон Игнатьевич Азаркевич. Когда училась в школе, мы всей пионерской дружиной, которая, стоит отметить, носила имя этого выдающегося человека, побывали у него в гостях.
Увлечение историей у меня проявилось со временем. Чем старше я становилась, тем больше начинала интересоваться историей Беларуси, малой родины. Об этапах развития Негорелого раньше можно было узнать, посетив музей истории и трудовой славы на станции. К сожалению, десять лет назад его закрыли, поэтому я решила помочь сохранить историю станции, написав книгу. Задумка возникла в 2013-м после возвращения в Негорелое. За прошедшие годы нам с коллегами удалось собрать много интересной информации, памятных снимков (на нижних фото). На данный момент летопись практически готова. Осталось добавить недостающие снимки и решить издательские вопросы. Книга охватит период с 1871-го по настоящее время, расскажет о судьбах ее работников и, конечно, об истории самого населенного пункта, которая неотделима от «резюме» нашей станции.
С годами, как мне кажется, она мало изменилась, но стала еще уютнее и краше. И вместо паровозов теперь курсируют тепловозы, электровозы, электропоезда. А раньше в Негорелом «квартировались» паровые машины практически со всей Беларуси на базе запаса. Мы, дети, этим очень гордились, любили наблюдать за тем, как эта огромная техника, выпуская клубы черного дыма, проезжала по пути, подавая свой «голос». Все это создавало неповторимую атмосферу, пропитанную особым ароматом топливного брикета. Он ощущался уже за несколько метров от станции, а когда выходила из вагона, вдыхала этот запах, сразу понимала: я – дома.
В детстве казалось, что такой железнодорожный дух витает только в Негорелом. Как и аромат свежескошенной травы, сена, хлебных злаков с зерносушилки, где с 14 лет вместе с братом подрабатывали летом. Все эти ощущения родом из детства глубоко во мне, их ни с чем не перепутать. Кстати, маленький красный механический будильник за 18 рублей, купленный на первые заработанные на зерносушилке деньги, со мной и сейчас. Раньше вставала по нему в школу, а сейчас – на любимую работу (улыбается).
Для меня Негорелое – самое лучшее место на земле. Поэтому, когда вернулась сюда, поняла, что сбылась самая заветная мечта. Я возвратилась домой, где меня все знают и помнят, на родную станцию, где в детстве проводила много времени, где работали дедушка и бабушка. Поэтому отправлялась в путешествие или командировку, стремлюсь как можно скорее вернуться на любимую Дзержинщину. Почему меня сюда так тянет? Причин много. Например, здесь живут замечательные и очень жизнерадостные люди. Отдельного внимания заслуживает и местная природа. Выходишь на улицу и смотришь на место, где разливается наша река Перетуть, – закат там невероятно красивый, достоин кисти художников! Как-то раз здесь стоял настолько густой туман, что «стер» горизонт. Казалось, что передо мной бескрайнее море! Лес в нашем крае тоже прекрасный. В детстве исходила его вдоль и поперек вместе с родителями и бабушкой в поисках черники, малины и грибов. А вот с прабабушкой мы собирали лекарственные травы. По сей день помню, какими свойствами они обладают и как правильно использовать. Например, «кукушкины слезки» – отличное противовоспалительное. В Негорелом это растение можно найти лишь в одном месте.
Я больше не хочу расставаться с малой родиной. Здесь прошло мое детство – беззаботное, счастливое, самое лучшее. Здесь мои корни, семья, любимая станция, огород, без которого также не представляю своей жизни. Мне нравится работать на земле и есть множество планов (один из них – голубичная «плантация»). В Негорелом я счастлива и сейчас!»
Анастасия МЕЛЕХОВА