Место встречи – вокзал
Здание вокзала станции Жлобин является уникальным примером архитектурного решения. Симбиоз прошлого и современности, два стиля, две эпохи. В оформлении внешнего облика использованы переплетенные металлические конструкции и стеклянные витражи, а внутри – хранится история: во время последней реконструкции решили оставить стены старого здания, построенного после войны. А первых пассажиров Жлобинский вокзал принял 120 лет назад!
Впервые станция Жлобин упоминается в документах 1871 года, когда было принято решение о строительстве Ландварово-Роменской железной дороги. Возведение участка от Бобруйска до Гомеля длилось почти два года. Впервые паровозный гудок прозвучал в этих местах 29 ноября (16 ноября по старому стилю) 1873-го. Это стало событием! Появление здесь стальной магистрали значительно поспособствовало промышленному развитию и росту населенного пункта. Могилевский губернатор в отчете за 1885 год подчеркивал: «Местечки, которые прежде были удалены от торговых путей, с проведением железных дорог, начали развивать свои торговые обороты, и видимо улучшаться, как, например, Жлобин Рогачевского уезда, расположенный при реке Днепр. С устройством в нем станции Либаво-Роменской железной дороги, повлекшим за собой и перевод туда бывшей в Рогачеве судоходной пристани, стал быстро расти, отпускная торговля его сильно увеличилась».
Вместе с тем расширялась инфраструктура станции, открывались отраслевые предприятия, обеспечивая рабочими местами жителей близлежащих деревень. Для них также строили и жилье. В 1902 году здесь прошла линия Витебск – Жлобин, вошедшая в состав Риго-Орловской магистрали, и из Жлобина стали регулярно ходить поезда в разные концы Российской империи. Станция стала узлом, где пересекались железнодорожный и водный торговые пути. Важнейшему этапу развития города посвящен отдельный зал Жлобинского историко-краеведческого музея, где представлены уникальные фотографии отправления и приема первых поездов.
Мало кто знает, что первоначально станция называлась Остерман – в честь знаменитого графа и мецената Андрея Остермана, сподвижника Петра I, видного политического деятеля. Позже ее переименовали в Жлобин. А вот вокзал открылся только в 1902 году. Выглядело здание, как и все ему подобные тогда, одноэтажным, несколько вытянутым в длину. Центральный вход имел арочную конструкцию, а характерные для того времени обрамления окон, выступы и лепнина придавали нарядный вид. Внутри размещались кабинет начальника станции, станционный телеграф, почта, билетная касса, помещение для багажа, ламповая, зал ожидания поменьше для пассажиров 1-го и 2-го класса и побольше – для 3-го класса. Особое внимание – дамам: для них выделялась специальная комната, где путешественницы могли привести себя в порядок.
Спустя 13 лет, в 1915-м, вокзал посетил российский император Николай II. В Жлобине он был проездом, но, как гласят архивные документы, «…оценил проделанные работы». Перед старым довоенным зданием был уютный зеленый скверик, весь в цветущих кустарниках, с добротными скамейками, где и коротали время транзитные пассажиры.
В 1919 году на вокзале побывал еще один видный исторический деятель — председатель ВЦИК Советского Союза Михаил Калинин. Это событие отразили местные газеты, опубликовав фотографию состава, в котором ехал «всесоюзный староста»: «Июнь 1919 года. У жлобинского перрона останавливается необычный поезд. Паровоз и вагоны броско украшены плакатами, транспарантами, лозунгами. Это агитпоезд «Октябрьская революция», в котором совершает поездку по Белоруссии председатель ВЦИК М. И. Калинин. В паровозном депо он произносит речь и общается с рабочими…».
В первые дни Великой
Отечественной железнодорожный узел подвергся сильным бомбардировкам. Старый вокзал был полностью разрушен. Билетные кассы, зал ожидания, администрация переехали в магазин, который размещался неподалеку. Его, кстати, тоже можно отнести к архитектурным достопримечательностям города. Само здание очень интересно и замысловато построено: центральный вход расположен с угла, что по тем временам было довольно редким вариантом.
А внутри помещение по диагонали разделено стеной на две части треугольной формы – очень необычно и нестандартно. К слову, магазин сохранился до наших дней. Если смотреть на вокзал со стороны города, он находится слева возле автомобильной дороги.
Новая страница
В 1950 году здание отстроили заново. В нем находились зал ожидания, багажное отделение и билетные кассы. Послевоенный вокзал возвели немного в стороне от предшественника. Внешний облик изменился до неузнаваемости, приобрел характерные черты советского постмодернизма – карнизы, уступчики и обязательные символы «серп и молот». На крыше гордо красовалась надпись «Слава КПСС».
Примечательно выглядела и привокзальная площадь. Здесь располагались торговые ряды, ларьки и остановка автобуса. Город рос, развивался. С увеличением населения появилась потребность в расширении инфраструктуры вокзала, и в 1975 году билетные кассы перенесли в отдельно стоящее здание. Позже приняли решение реконструировать старую постройку и возвести рядом дополнительные. Капитальный ремонт вокзал пережил в 1984-м, когда был сдан в эксплуа-
тацию Белорусский металлургический завод. К слову, в те годы вокзал станции Жлобин входил в число любимых мест горожан: здесь находились один из лучших ресторанов, парикмахерская и буфет, где продавали вкусные пирожки и горячий чай. Местной молодежи нравилось гулять по аллеям и в скверах привокзальной площади. В ноябре 1993 года в связи со 120-летием открытия железнодорожного движения через станцию Жлобин на первой платформе вокзала установили на постаменте паровоз Су250-43. И сегодня пассажиры любят фотографироваться на фоне величественного тяжеловеса.
Стильный и оригинальный
Кардинально изменился жлобинский вокзал в начале двухтысячных. Очередная реконструкция длилась два года – с января 2002-го по январь 2004-го. Крепкие стены здания решили оставить.
– На старый фасад был наложен новый, состоящий из стеклянных витражей и переплетенных металлических конструкций, – рассказал начальник производственно-технического отдела станции Жлобин Александр Крез. В то время он работал инженером. – Тогда же было построено два новых здания – ресторан и служебно-техническое, в котором сегодня размещаются камера хранения, медпункт и кабинеты наших работников.
Сам вокзал представляет собой современную двухэтажную постройку. Первый этаж полностью отведен под большой просторный зал ожидания. По левой и правой сторонам расположены по две билетные кассы. Это сделано специально, чтобы развести пассажиропотоки. Также работают четыре терминала самообслуживания для реализации билетов на поезда региональных линий экономкласса. А с помощью информационно-справочного терминала можно самостоятельно посмотреть актуальное расписание движения поездов всех категорий, узнать стоимость билетов и ознакомиться с информацией, касающейся проезда железнодорожным транспортом. Или же связаться с дежурным по выдаче справок Контакт-центра Белорусской железной дороги посредством видеосвязи. В зале ожидания работают магазин и киоск с печатной продукцией. Установлены два кофейных аппарата, платежный терминал. На привокзальной площади есть кафе-бистро.
Вокзал станции Жлобин – это не только место, где встречают и провожают поезда, отправляются в путешествия или возвращаются домой. Для жителей и гостей города он стал больше, чем объект инфраструктуры. Здесь назначают свидания, организовывают свадебные фотосессии, проводят творческие флешмобы. Стало уже доброй традицией накануне 9 Мая собираться под его сводами и исполнять военные песни. Радует, что с каждым разом мероприятие собирает все больше участников.
Лидия СЕРГЕЕВА