Декабрь
Ср
04
2024

Дороге отдано полвека

Сегодня исполняется 70 лет почетному железнодорожнику, в недавнем прошлом председателю райпрофсожа Минского отделения дороги Валерию Ананенко. Пятьдесят лет жизни он отдал Белорусской магистрали. Сегодня этот человек с уверенностью говорит: «На своем пути я всегда встречал справедливых, добрых и отзывчивых людей».

Валерий Николаевич родился на Брянщине. С детства он работал на земле, заготавливал на зиму дрова и делал все, что необходимо в деревенском доме. А когда окончил восьмилетку, вместе с одноклассником поехал в областной центр, чтобы поступить в отраслевой техникум на специальность «энергоснабжение и электрификация железнодорожного транспорта». Способного парня одногруппники избрали профгруппоргом. Производственную практику он проходил на станциях Московской железной дороги. А в 1972 году по распределению попал на Белорусскую магистраль. Первое время работал электромонтером Оршанского района электросетей. Затем был электромонтером, электромехаником 1-й дистанции контактной сети на станции Беларусь. Ответственному отношению к делу молодой специалист учился у руководителей энергоучастка Андрея Задорожного, Николая Андреева и бригадира Александра Козыревского, который всегда требовал строгого соблюдения техники безопасности. «Нередко нам приходилось устранять неисправности в контактной сети в тяжелых условиях и в сжатые сроки, – вспоминает Валерий Николаевич. – И я хорошо усвоил, что наша работа схожа с действиями сапера, который ошибку допустить не может».
Срочную службу Валерий Ананенко проходил в отдельном радиобатальоне связи ракетных войск стратегического назначения. После увольнения в запас вернулся на прежнее место работы. Коллеги избрали его неосвобожденным председателем профкома 1-й дистанции контактной сети, а спустя некоторое время он возглавил профсоюзную организацию всего энергоучастка. Вспоминая тот период, Валерий Николаевич рассказывает:
– Вместе с администрацией профкома решал вопросы улучшения условий труда, организовывали соревнования в трудовом коллективе, экскурсии для своих работников, закупали спортивную форму и участвовали в первенстве отделения дороги по лыжным гонкам. Нередко по профсоюзной линии приходилось консультироваться с секретарем райпрофсожа Анатолием Кривчиком. С ним я познакомился, когда только пришел в энергоучасток. Молодой Анатолий Петрович уже тогда был главным инженером Минской дистанции пути.
Восемнадцать лет Валерий Ананенко работал энергодиспетчером, старшим энергодиспетчером энергоучастка Минского отделения дороги. Он хорошо усвоил, что надежное электроснабжение контактной сети и сопутствующих устройств можно обеспечивать только в тесном взаимодействии с другими подразделениями дороги. На всю жизнь он запомнил одно из дежурств.
– Это было летом 1988 года. В Москву на фирменном поезде 2/1 «Белоруссия» делегация нашей республики направлялась на предстоящую XIX Всесоюзную партийную конференцию. БЖД в ней представлял начальник дороги Андрей Андреев, – рассказывает Валерий Николаевич. – В ту ночь была сильная гроза, особенно на участке Толочин – Орша. Дежурный по станции, получив информацию от машиниста, сообщал мне, что напряжение в контактной сети периодически исчезает. Поезд мог остановиться в пути, чего нельзя было допустить. Я понял, что неисправность возникла в крышевом оборудовании электровоза, и тут же позвонил начальнику Оршанского энергоучастка Геннадию Грищенкову, чтобы тот по прибытии состава в Оршу принял меры по устранению неисправности. А сам тем временем периодически включал питание контактной сети. Поезд все же удалось довести до Орши. Позже начальник нашей службы Юрий Козыренко премировал меня за то, что срыва в движении состава не произошло.
Уже имея опыт профсоюзной работы, в конце 1980-х годов Валерий Ананенко поступил в Высшую школу профсоюзного движения. В 1997 году его избрали заместителем председателя, а с 2004-го по 2019 год он возглавлял райпрофсож Минского отделения дороги.
– Хорошие деловые отношения сложились у меня с руководителем отделения Игорем Шиловым. На согласительной комиссии при обсуждении проекта коллективного договора мы всегда приходили к взаимопониманию, – продолжает собеседник. – Благодаря социальному партнерству нам удавалось решать все важные вопросы: улучшение санитарно-бытовых условий на местах, своевременное обеспечение наших работников спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, укрепление трудовой и технологической дисциплины, повышение безопасности движения поездов. И, конечно, организация досуга железнодорожников, проведение спортивных и творческих состязаний.
С теплотой Валерий Николаевич вспоминает и руководителей Дорпрофсожа Олега Винника и Владимира Ринга. За добросовестный труд Валерий Ананенко удостоен знаков «Почетный железнодорожник», «Отличный работник Белорусской железной дороги» и «Выдатнік Беларускай чыгункі», а также юбилейной медали в честь 100-летия Федерации профсоюзов Беларуси.
Опорой в жизни для него является семья. Два сына окончили Академию МВД Беларуси, служат в одном из силовых ведомств страны. Подрастают внуки Владислав и Костя, внучка Анастасия.
В 2019 году железнодорожник вышел на заслуженный отдых. Но его жизненный опыт и знания пригодились для общественной работы. Он является членом президиумов советов ветеранов дороги и отделения. «Знаю многих, – продолжает Валерий Николаевич. – Вчерашние профсоюзные активисты сегодня успешно проявляют себя в ветеранских организациях. Я привык работать с людьми. Даже просто поговоришь с человеком, скажешь ему доброе слово, и он всегда ответит тем же».
В редкие свободные выходные ветеран навещает родительский дом на Брянщине. Там он с удовольствием трудится на приусадебном участке, присматривает за фруктовыми деревьями и обязательно общается со старожилами деревни, ведь воспоминания о прошлом возвращают его в далекое детство и всегда согревают сердце.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика