1 октября – День пожилых людей
Этот праздник – как дань уважения и почитания тех, кто уже перешагнул определенный жизненный рубеж, как напоминание о том, что люди преклонного возраста нуждаются в поддержке, любви, заботе.
Дата 1 октября была определена Генеральной Ассамблеей ООН в 1990-м. В нашей стране этот праздник отмечается с 1992 года. С тех пор ежегодно в золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость юному поколению.
На Белорусской железной дороге к ветеранам войны и труда особо бережное отношение. Сегодня на учете в организациях ветеранов находится почти 35 тыс. работников отрасли, достигших пенсионного возраста. Из них ветеранов Великой Отечественной войны – 50 человек. Год от года число живых свидетелей военного лихолетья – фронтовиков, участников партизанского движения, тружеников тыла – становится все меньше. Поэтому очень важно постоянно окружать их теплом и вниманием, делать все возможное, чтобы эти люди не чувствовали себя одинокими. С этой целью на Белорусской магистрали приказом начальника дороги ежегодно утверждается Комплексная программа «Забота». Она направлена на социальную поддержку ветеранов войны и труда, тех, кто долгие годы добросовестно и ответственно работал на благо Белорусской железной дороги и нашей страны. Ее реализация осуществляется в тесном взаимодействии с ветеранскими, профсоюзными, молодежными организациями магистрали, а также Дорожным Красным Крестом.
«Вся жизнь моя – железная дорога»
«Что обо мне можно написать? Работа, семья, дом, дети… Как у всех», – говорит климовчанка Любовь Карпенюк. Она, человек открытый, но скромный, не привыкла выпячивать то, что считает обычным делом. А между тем долгие годы женщина посвятила станции Климовичи Могилевского отделения.
Пришла сюда в 1974 году и трудилась до выхода на заслуженный отдых в 2001-м.
Сначала была приемосдатчиком груза и багажа, потом товарным кассиром, а на пенсию уходила уже как коммерческий агент.
– В то время на станции Климовичи такая должность была только у меня. А мои напарницы Таисия Булыгина и Валентина Гомолко оставались еще товарными кассирами. Я же была как старшая над ними, – рассказывает Любовь Павловна. – Работа мне нравилась, все получалось. Коллектив был крепкий. С коллегами Таисией Николаевной и Валентиной Николаевной дружили семьями, близко общались.
Железнодорожница вспоминает, что на магистраль пришла по совету дяди Арсения Нестеровича, который на тот момент был начальником станции. «Да к тому же дом мой находился рядом, так что успевала трудиться и за детьми-школьниками приглядывать. Женщина ведь всегда остается женщиной, домашние дела за нее никто не сделает», – делится Любовь Павловна.
Постепенно она втянулась в новое для себя дело и даже вышла в передовики – неоднократно становилась победителем соцсоревнования, ее фотографию заносили на Доску почета предприятия. В то время задач перед коллективом стояло немало. Номенклатура грузов была обширная, иногда в сутки только кирпича принимали более двух десятков вагонов. Все доведенные планы выполняли, хорошие показатели давали повод для гордости. Да и руководители – Виктор Давыденко, Иван Прикотенко и Сергей Тихонов, с которыми моей собеседнице довелось вместе работать, – были настоящими профессионалами.
За делами не забывала Любовь Карпенюк и о семье, близких, своей малой Родине – деревне Заозерье Толочинского района Витебской области. Ее отец и мать много трудились. Павел Нестерович был человеком заслуженным и в родных местах известным. В годы Великой Отечественной служил в железнодорожных войсках. Боевые задачи ему приходилось выполнять в том числе под огнем противника.
На войне бывало всякое, случалось и отступать… Тогда взрывали за собой мосты. А когда ситуация менялась, то их снова восстанавливали. Эти картинки из жизни, как кадры кинохроники, не единожды всплывали перед глазами, но рассказывать о них ветеран не любил. «У него вся грудь была в медалях. И каждая заслужена кровью и потом, ведь отец воевал, и много трудился, был председателем колхоза», – делится Любовь Павловна. За проявленные мужество и героизм Павел Мусенков, в частности, был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны, а позднее, уже за трудовые успехи, орденом Ленина.
В Климовичи же в свое время мою собеседницу привела… любовь. Бывая здесь у дяди Арсения Нестеровича, познакомилась со своим Владимиром Николаевичем. Создали семью, вырастили сыновей Виталия и Сергея, дали им достойное образование. К сожалению, Любовь Карпенюк уже вдова. Сейчас занимается домашним хозяйством и радуется, когда в гости приезжают дети, а особенно пятеро внуков и трое правнуков!
Совсем скоро, 26 октября, Любовь Павловна отметит день рождения – 76 лет, 27 из которых она отдала станции Климовичи. – Я и сейчас в курсе того, что происходит на родном предприятии. Созваниваюсь с девчонками, они мне тоже звонят. Станция Климовичи всегда была сильна своими людьми, и сейчас там трудится хороший коллектив. Начальник Лидия Нерастенко открыта для общения, знаю, что поможет, если понадобится, – рассказывает железнодорожница. – Когда-то здесь работал мой дядя, потом я, а сейчас дело продолжает племянница по линии мужа Елена Демидович (Карпенюк). Она, как я когда-то, коммерческий агент. Не могу сказать точно, но думаю, что все же мой пример во многом повлиял на ее выбор профессионального пути.
Иван ЛАППО
Ее года – ее богатство
Красивая улыбка, летящая походка, притягивающий взгляд и невероятная энергетика… С первых минут Людмила Жемойта покорила сердца жюри и гостей традиционного конкурса красоты среди дам элегантного возраста. Мероприятие прошло в Лиде.
«Бенефис женщины» закончился для железнодорожницы триумфом: представительница локомотивного депо стала вице-мисс Элегантность и обладательницей специального приза от организаторов мероприятия.
Основная цель конкурса – показать, что жизнь может быть яркой и насыщенной в любом возрасте, что на личном примере и продемонстрировали участницы. В этом году за звание королевы красоты боролись девять лидчанок элегантного возраста (60+). Состязание состояло из трех этапов и стартовало с визитной карточки, в которой обаятельные железнодорожницы рассказывали о себе.
Для Людмилы Жемойты участие в конкурсе красоты стало дебютным, а вот здание, где он проходил (Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения) ей знакомо хорошо. Здесь когда-то располагался клуб железнодорожников, в котором организовывали интересные мероприятия, в том числе и при активном участии героини публикации.
Ее стаж на Белорусской магистрали – 37 лет. Все это время женщина трудилась в локомотивном депо Лида, где прошла путь от ученицы токаря до инженера 1-й категории.
Будучи на заслуженном отдыхе, она придерживается активной жизненной позиции, является истинным патриотом своей страны и родного города. Признается, что одежду и обувь покупает только отечественных производителей, а продукты предпочитает лидской марки, из которых получаются самые вкусные блюда. Убедиться в этом смогло и жюри конкурса – умелая хозяйка предложила приготовить мачанку обязательно на основе кваса местного предприятия. Людмила Константиновна хорошо знает историю Лиды и секреты белорусских национальных блюд. Окончив курсы экскурсоводов, она проводила обзорное «турне» для гостей великокняжеского города, основанного Гедимином в начале ХIV века, и даже посвятила ему свое первое и единственное авторское стихотворение: «Я вам скажу, волненья не тая, что для меня нет города дороже, чем Лида неприметная моя…».
Сегодня главное увлечение Людмилы – любимая дача, о чем она рассказала во время второго конкурсного испытания. Яркие эпизоды жизни железнодорожницы связаны с садоводческим товариществом, которое она возглавляет. Решать всевозможные вопросы ей доверяют 220 человек. Про своих дачников, трудолюбивых и творческих, Людмила Константиновна может говорить бесконечно. Об их успехах по части селекции она рассказывает и на странице личного сайта (www.nasha-dacha.by) – подарка от старшего сына. В этом году Алексей подготовил для мамы не менее приятный сюрприз – поездку в Туапсе. В следующий раз героиня публикации хотела бы верхом проехать по экстремальному маршруту или спуститься со склона Главного Кавказского хребта на лыжах.
Где бы Людмила Жемойта ни находилась, она с нетерпением ждет возвращения в родную Лиду. Вместе с младшим сыном Никитой она благоустраивает дачу, любит кататься на велосипеде, осваивает фотоаппарат, который перед выходом на пенсию ей подарили коллеги.
С коллективом, как признается Людмила Константиновна, ей повезло, он всегда был и остается дружным. Вот и сейчас бывшие сослуживцы и любимые дачники к конкурсу помогли подготовиться и пришли поддержать.
Самый зрелищный, традиционно, заключительный этап – «Дефиле». К слову, платье на финальный выход Людмила сшила сама за несколько дней.
– Дни перед конкурсом оказались очень насыщенными, но я получила огромное удовольствие от участия в этом празднике красоты, – делится впечатлениями Людмила Константиновна. – Сын сказал, что давно не видел меня настолько счастливой. Спасибо большое им, а также организаторам конкурса. Я давно перестала обращать внимание на цифры в паспорте и просто наслаждаюсь жизнью, ценю каждое мгновение. Сейчас 6:3 (героине публикации 63 года – прим. автора) в мою пользу. Потому что чувствую себя отлично, постоянно нахожусь в общении и движении. Любите себя, никогда не сдавайтесь, пробуйте что-то новое и ничего не бойтесь! Интересно жить можно в любом возрасте.
В конкурсе красоты среди дам элегантного возраста «Бенефис женщины» приняла участие еще одна представительница локомотивного депо Лида – Валентина Контор. На предприятии она трудилась 11 лет оператором поста централизации. В настоящее время Валентина Петровна поет в хоре ветеранов труда «Майские зори», принимает активное участие в воспитании троих внуков, собирает богатые урожаи на дачном участке. По итогам конкурса железнодорожница удостоена титула «Мисс Изящество».
Анастасия МЕЛЕХОВА