«Это моя стихия!»
«Я до мозга костей «тепловозный» человек», – так с улыбкой говорит о себе почетный железнодорожник Александр Цумаров. К этим локомотивам он особенно прикипел за 42 года работы на магистрали. Едет ТЭП60 или ТЭП70 – это ветеран и сегодня мог бы определить буквально с закрытыми глазами.
– Каждая машина по-своему работает, у каждой свой «характер». Старые опытные машинисты могли отличить паровозы по звуку. А современные локомотивы различаются уже сериями, разным звуком хода, – делится Александр Петрович. – Я же на работу шел именно на тепловоз. Именно к нему. Прихожу принимать машину, поздороваюсь и говорю: «Ну давай, будем работать». Очень полюбил тепловоз ТЭП60. Потом был ТЭП70. Почти три десятка лет на них ездил – надежные машины. Знак качества можно было ставить.
Железная дорога прочно вошла в жизнь Александра Цумарова в 1971 году, когда он, окончив столичное ГПТУ № 34 (сейчас Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича), по распределению попал в локомотивное депо Кричев. О том, что станет машинистом, решил еще мальчишкой.
– Родился я в Мстиславле. Но так как мама была учительницей и преподавала в сельских школах, я также постигал начальные знания в одном из таких учебных заведений. От деревни Доброе до города – два десятка километров. Добирались, как могли. Один из маршрутов – до станции Ходосы, а потом ехали на автобусе, – вспоминает ветеран. – И вот идем с мамой вдоль железной дороги, по которой состав мчится, а я вагоны считаю… Так с поездами и познакомился, решил стать машинистом. Школу окончил и в училище поступил.
Получив профессию помощника машиниста тепловоза, дизель-поезда, Александр Цумаров прибыл в Кричев, где в то время подвижной состав включал лишь паровозы. Он и сейчас со смехом вспоминает первую поездку – шум, грохот, дым… «Мне тогда сказали, чтобы я ничего не трогал, а просто смотрел, привыкал», – рассказывает железнодорожник. Несколько поездок парень выполнял роль дублера, но старшие коллеги все показали, рассказали, научили. Был помощником машиниста паровоза, потом тепловоза. Отучился в Гомельской дортехшколе, получил права машиниста тепловоза и паровоза. Осенью 1979-го Александр Петрович встал за правое крыло в грузовом движении. Через два года вновь учеба и, как результат, – права машиниста дизель-поезда. С 1983 года на протяжении 30 лет мой собеседник водил пассажирские поезда. В 1990-м за добросовестный труд Александр Цумаров удостоен знака «Почетный железнодорожник», а еще через год машинисту был присвоен 1-й квалификационный класс. Неоднократно он участвовал в отделенческом и дорожном конкурсах профмастерства, где занимал первые места. Александр Петрович даже был признан одним из лучших машинистов в пассажирском движении всего Советского Союза!
– Я так влюбился в эту профессию, что никуда не хотел уходить, – признается ветеран. – Был в депо и инженером по эксплуатации, и машинистом-инструктором, но каждый раз просился обратно на поезда. Мне нравилось быть машинистом. Мы были очень привязаны к своему делу, почти никто не уходил. Да и стать машинистом было непросто – престижная профессия!
А в 2010-м Александр Цумаров стал участником Первого слета машинистов Белорусской железной дороги, который проходил в Лиде. И сегодня он помнит атмосферу той встречи. Как выступал перед собравшимися и даже вносил предложение, касающиеся повышения престижа профессии машиниста. Как проходила демонстрация новой техники и оборудования, в частности, презентация маневрового локомотива серии ТМЭ1, созданного в локомотивном депо Лида на базе тепловоза ЧМЭ3. И, конечно, не обошлось на слете без теплых встреч с однокашниками по минскому училищу, с машинистами из других отделений. Уже вернувшись в Кричев, Александр Цумаров поделился впечатлениями с коллегами.
Становление Белорусской магистрали опиралось на технический прогресс и, конечно, на человеческий потенциал. Преемственность – это то, чем и сегодня гордится железная дорога. Александр Петрович отлично помнит тех, кто помогал ему постигать секреты мастерства.
– Мой первый машинист – Иван Курусёв, я был у него помощником на паровозе. После службы в армии меня определили к Николаю Туркову. Мы долго работали в грузовом движении. Он был одним из тех, кто участвовал в переходе нашего депо на тепловозную тягу. В пассажирское движение я пришел помощником к Николаю Ивановичу Шинкарёву.
Все – достойные люди! Вынес из работы с ними науку честно и добросовестно относиться к труду, ничего не скрывать от коллег. Мы, передавая тепловозы, открыто рассказывали другой бригаде, что было в дороге, какие сбои или что-то еще. Я и своих помощников так учил, – говорит ветеран.
По словам Александра Петровича, с теми, кто был рядом за левым крылом, ему также повезло. Геннадий Маценят, Михаил Рубанов. С Олегом Качаевым вместе трудились более десяти лет. «Очень ответственный человек. Он потом стал машинистом в пассажирском движении», – поделился собеседник. Впрочем, не каждому помощнику дано стать машинистом. Для этой профессии важны знания, навыки, но самое главное – чувство ответственности, ведь последнее слово в поездке всегда за ним. Что бы ни случилось.
– Разные ситуации были. Помню, тронулись от Погодино и вдруг одна секция тепловоза вышла из строя. Доложил диспетчеру, и меня пропустили без остановок до Орши. На подъемах выезжали еле-еле, но все же вытянули. Были и поломки, которые сами устраняли, – вспоминает ветеран. – Когда пригородные поезда водил, я, конечно, график соблюдал строго. Но на остановочных пунктах стоянка совсем коротка, и если видел бегущего к поезду человека, то мог хотя бы минутку подождать.
Пониманию и доброму отношению к людям учит Александр Петрович своего сына. Вячеслав Цумаров в настоящее время возглавляет родное для отца локомотивное депо Кричев. «Он начинал слесарем, прошел все ступени, так сказать. Ничего по работе я ему не говорю, с советами не лезу. Сейчас все другое, он сам знает, как поступать», – подчеркивает ветеран. Состоялась в профессии и дочь Наталья. Она врач. Радуют успехами четверо внуков.
Буквально на днях – 28 сентября – Александр Цумаров отметил 70-летие. Были гости, поздравления и добрые пожелания. Единственное, что омрачило это радостное событие – недавняя утрата любимой супруги, с которой 38 лет шли по жизни одной дорогой. Валентина Ивановна была медработником и долгое время трудилась в местной железнодорожной больнице. А еще вела дом, растила детей и оберегала мужа, понимая всю ответственность выбранного им дела. «Женщины говорят: я за мужем. А я был за ней, как за каменной стеной», – говорит мой собеседник. Помогают хранить память и фотографии, которых не так много, но зато на них запечатлены самые знаковые моменты личной жизни и профессиональной.
– Смотрю, вспоминаю. Есть даже снимок из последней поездки, уже перед выходом на пенсию в 2013-м (на фото). Я приехал из Унечи, и сын сфотографировал меня. Я очень скучаю по работе. Кто-то со мной не согласится, но я прикипел за эти годы к своим тепловозам, дизель-поездам: ТЭП60, ТЭП70, ТЭ3, ДР1, ДР1П, ДР1А, – перечисляет Александр Цумаров. – Я живу недалеко от станции Кричев и когда иду мимо, то часто вижу поезда. Это моя жизнь. Это моя стихия.
Елена ВЕТРОВА