Вклад в устойчивое развитие
Всемирный день стандартизации обращает внимание на важность создания единых стандартов действий, а еще объединяет специалистов, которые посвящают жизнь ответственной и необходимой работе. Этот день проходит под девизом, определяемым руководителями Международной организации по стандартизации (ISO), Международной электротехнической комиссии (IEC) и Международного союза электросвязи (ITU). «Стандарты для достижения Целей устойчивого развития» – так звучит девиз нынешнего года, который продолжает кампанию, начатую в 2021-м.
Цели устойчивого развития – это 17 взаимосвязанных пунктов, разработанных в 2015 году и утвержденных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Для их достижения требуется сотрудничество множества стран, которое достигается в том числе и за счет унификации предъявляемых требований, что обеспечивается применением международных и национальных стандартов.
Разработку 365 стандартов предусматривает утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь «Перспективный план на 2021 – 2030 годы по разработке государственных и межгосударственных стандартов для реализации Целей устойчивого развития». В числе прочих – «Ликвидация голода», «Чистая вода и санитария», «Достойная работа и экономический рост», «Индустриализация, инновация и инфраструктура», «Устойчивые города и населенные пункты», «Ответственное потребление и производство». На каждую из них приходится от одного до нескольких десятков стандартов.
Девятой целью определено создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций. И в этом железнодорожный транспорт играет одну из важных ролей.
– Для формирования эффективного транспортного комплекса и создания развитой инфраструктуры, повышения ее безопасности и доступности Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 2021-м была принята Государственная программа «Транспортный комплекс» на 2021 – 2025 годы и подпрограмма «Железнодорожный транспорт», – напомнил начальник службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством – главный метролог Белорусской железной дороги Владимир Фролов. – В существующих реалиях особое значение приобретают вопросы импортозамещения, унификации требований, предъявляемых к подвижному составу и железнодорожной инфраструктуре, информационной безопасности. Обеспечение четкой и бесперебойной работы железнодорожного транспорта, совершенствование подвижного состава и технологий возможно в том числе благодаря разработке и применению межгосударственных стандартов.
Учитывая, что сегодня нашими основными партнерами являются железные дороги России и Казахстана, особое внимание уделяется участию в деятельности таких межгосударственных объединений, как Межгосударственный технический комитет по стандартизации № 524 «Железнодорожный транспорт», Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Ассоциация «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ).
Владимир Анатольевич отметил, что завершена разработка двух железнодорожных межгосударственных стандартов, закрепленных за нашей страной. Это ГОСТ 30243.1-2021 «Вагоны-хопперы открытые колеи 1520 мм для сыпучих грузов. Общие технические условия» и ГОСТ 34838-2022 «Элементы систем освещения пассажирских вагонов локомотивной тяги и моторвагонного подвижного состава. Технические требования и методы контроля».
Белорусская железная дорога также участвует и в государственной стандартизации. Так, запланирован пересмотр стандарта Республики Беларусь СТБ 1493-2004 «Услуги, предоставляемые пассажирам на железнодорожном транспорте. Общие требования», а также разработка двух технических кодексов установившейся практики «Пассажирские обустройства станций, вокзалов и остановочных пунктов на железнодорожном транспорте. Правила и нормы технологического проектирования, содержания» и «Генеральные планы железнодорожных узлов. Состав и порядок разработки».
В рамках мероприятий по охране окружающей среды, направленных на достижение целей Соглашения по климату и адаптации транспортной инфраструктуры к климатическим изменениям, Белорусской магистралью осуществляется разработка технического кодекса установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Порядок определения выбросов организациями железнодорожного транспорта». Данный документ позволит улучшить точность экологического нормирования и оценку фактического эффекта природоохранных мероприятий, реализуемых в железнодорожных организациях.
– Большое внимание уделяется и развитию отраслевой стандартизации, – продолжил Владимир Фролов. – В настоящее время на магистрали действует около 350 стандартов организации. Ежегодно согласно плану осуществляются их разработка и актуализация. Так, в 2022-м это 86 документов. Значительный объем работ в этом направлении возложен на службы пути, сигнализации и связи, локомотивного хозяйства и Конструкторско-технический центр.
При планировании работ по созданию документов ключевыми направлениями являются безопасность движения, техническое обучение персонала, эксплуатация, обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава, а также содержание и ремонт путевого комплекса, совершенствование технологии обслуживания железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, информационных систем.
Важную роль в развитии железнодорожного транспорта сегодня играет цифровизация. Она нацелена на обеспечение возрастающих потребностей участников перевозочного процесса в получении транспортных услуг посредством информационных систем и платформ на основе цифровых технологий, способствует повышению безопасности движения поездов и конкурентоспособности транспортного комплекса. Для успешного перехода к полной цифровизации потребуется реализовать серию необходимых программ, сформировать стандарты и создать центры компетенции по распространению информационно-коммуникационных и облачных технологий.
В целях адаптации существующих на Белорусской железной дороге требований к современным условиям в 2022 году службой информационных технологий проводится важная работа по пересмотру комплекса из пяти действующих стандартов организации в единый документ. Он будет содержать требования ко всем этапам создания, проектирования, эксплуатации и сопровождения автоматизированных систем на магистрали.
В настоящее время перспективной задачей является создание на Белорусской железной дороге Единой электронной базы стандартов и нормативно-технических документов – информационно-поисковой системы «Техдокумент БЧ».
На общедорожной цифровой платформе планируется формирование структурированного корпоративного фонда с систематизацией документов по отраслевым хозяйствам и направлениям деятельности, обеспечением оперативного доступа к документам авторизованных пользователей и автоматизированного учета проводимых с документами действий. Также будет возможность интеграции с информационными источниками национального фонда правовых и технических актов.
Проводимая работа свидетельствует о том, что при достижении целей устойчивого развития вместе с техническими и экономическими проектами на Белорусской магистрали важное значение придается нормативному обеспечению этих процессов в целом. Тем самым железнодорожники вносят свой вклад в систему стандартизации нашей страны, которая помогает решать актуальные для общества вопросы.