Январь
Пн
13
2025

Из артистов в машинисты

«Мой трудовой стаж на Белорусской железной дороге – 45 лет, 3 месяца и 8 дней!». Об этом с гордостью говорит ветеран локомотивного депо Минск Григорий Овдиенко.

Узнав о проведении в столице Шестого слета машинистов, он решил рассказать и о своем пути на магистрали, поделиться воспоминаниями о том, как работал десятилетия назад. Интересно, что с юных лет Григорий Львович грезил стать артистом.
И пусть судьба сложилась по-другому, ветеран об этом нисколько не жалеет. Ведь он стал настоящим виртуозом-машинистом. А его профессиональный талант по достоинству оценили сотни тысяч пассажиров, которых герой публикации благополучно доставлял в пункты назначения. Благодарности и улыбки людей стали лучшей наградой за мастерство.
…Григорий Львович с удовольствием пришел в нашу редакцию – благо, живет неподалеку. Он внимательно смотрит в окно, из которого открывается вид на железнодорожный вокзал столицы и мысленно переносится в прошлое.
– Я родился в небольшой деревеньке в Черниговской области Украины. Окончил десятилетку и мечтал поступить в театральный институт в Киеве. Конечно, парню из глубинки сделать это было тяжело. Мне посоветовали для начала отучиться в культпросветтехникуме. Так я и сделал. После окончания начал работать заведующим клубом. Было все – молодость, энергия, энтузиазм. Но в этой должности трудился недолго, всего два месяца. Обо мне даже рассказывала районная газета. А потом пришла повестка в армию.

Григорий Овдиенко. 1960-е гг.

Служил Григорий Овдиенко полтора года в Ленинграде, еще столько же – в Эстонии. В 1962 году уволился в запас. Что дальше? В мыслях по-прежнему было творчество, поступление в Харьковский институт культуры. По пути домой вчерашний военнослужащий решил заехать к брату. Он жил в Минске и на тот момент уже окончил железнодорожное училище в Конотопе, а также Ленинградское училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Работал молодой человек в Минском отделении Белорусской железной дороги.
– Отец, кстати, еще когда мы были маленькими, очень хотел, чтобы кто-то из нас стал машинистом. Нравилась ему эта профессия. Кто знал, что его желание сбудется! – возвращается в прошлое ветеран. – И когда мы встретились с братом, он сказал: «Ну чего ты поедешь домой! Давай тебе здесь работу найдем». Я согласился. Узнал, что паровозному депо Минск требуются кочегары. Понятия не имел о том, что нужно делать, но решение принял: иду! Оформил прописку в общежитии и начал работать. Если бы вы знали, какой это тяжелый труд! Но он был в почете, хороших специалистов в этом деле очень ценили. Поэтому я изо всех сил старался и даже мысли не допускал, чтобы кому-то жаловаться. В месяц порой выходило по 22 поездки. Работал на грузовых поездах, поначалу на участке Минск – Барановичи. Время летело быстро. Я понимал, что нужно расти, развиваться – ну не будешь же все время кочегаром!
Григорий Львович сдал экзамены в депо и поднялся на ступеньку выше – стал помощником машиниста паровоза. Потом поехал в Гомель, где в местной дортехшколе после девяти месяцев обучения получил права на управление паровозами.
– Вернулся в депо, и мне предложили работать на паровых машинах. Но наступала новая эпоха тепловозной тяги – и я отказался. Экстерном сдал экзамены и стал помощником машиниста тепловоза. Через полтора года вновь отправился в дортехшколу, семь месяцев обучения – и цель достигнута: я машинист тепловоза! – эмоционально и с воодушевлением продолжает разговор ветеран. – Технику освоил быстро. Водил грузовые поезда. А однажды ко мне подошел машинист-инструктор Аркадий Гракович с такими словами: «Хватит тебе, браток, ездить на грузовых! Давай перебирайся на пассажирский». Я отвечаю, что, мол, очень привык к этому виду движения, не хочу. Аркадий Адамович только улыбнулся. А назавтра поставил меня практиковаться на пассажирский состав: две поездки на Вильнюс, еще столько же на Брест, Гомель… Постепенно я привык, втянулся. Три года отучился на заочном отделении БИИЖТа.

Машинистом Григорий Львович работал 24 года – с 1970-го по 1994-й. Говорит, что особого напряжения не чувствовал, работа приносила ему удовольствие. Каждый рейс был особенным. При виде поезда люди приветливо махали руками, улыбались, встречали на перроне своих любимых, родных – настроение от этого всегда поднималось. Поэтому он, гуманитарий, не чувствовал никакого дискомфорта. Наоборот, всем сердцем прикипел к дороге.

Старался четко соблюдать график движения, на каждом направлении знал профиль пути, расположение на нем сигналов, сигнальных знаков, указателей.
– У меня не было любимого маршрута – все пути хороши! – говорит Григорий Львович. – А когда накатывала тоска, я напевал известную в те годы песню «Машинист»:

«По насыпи поезд мчится,
Лишь снег да метель кругом…
Огни деревень, как птицы,
Мелькают в снегу ночном.
Ночь… Ночь… Ночь впереди…
Снег… Снег… Снег на пути…
Зорче вдаль, машинист, гляди!
Удачи тебе в пути!».

К слову, творческая натура железнодорожника давала о себе знать: он постоянно участвовал в художественной самодеятельности, проявлял себя и в спорте.
…В любой поездке за жизнь пассажиров и безопасность движения несет ответственность локомотивная бригада. Григорий Овдиенко хорошо понимает, насколько важно этому тандему работать на одной волне, понимать друг друга с одного лишь взгляда.
– Знаю, что некоторые опытные машинисты с опаской относятся к новичкам: дескать, и знаний им не хватает, и навыков нет. Но в этом и заключается миссия машиниста – помочь постичь помощнику все тонкости работы. Не бояться доверять! – рассуждает ветеран. – Конечно, сперва надо присмотреться к человеку: как он относится к работе, какие у него личные качества. Если все хорошо, смело бери напарника в поездку. Он сделает все, чтобы не подвести. А для локомотивной бригады во все времена главным было обеспечение безопасности движения, ответственность, дисциплина. Без этого на стальной магистрали не будет порядка.
А еще Григорий Львович очень радуется обновлению подвижного состава. Гордится Белорусской железной дорогой.

Железнодорожники локомотивного депо Минск готовятся к первомайской демонстрации. 1970-е гг.

– То, что было, и то, что есть, это небо и земля, – говорит он. – Новая техника будто с картинки: все аккуратно, технологично, просто красота! А еще мне приятно видеть наших машинистов: все опрятные, в красивой форменной одежде, доброжелательны, уверены в себе – сердце радуется.
Поддерживает Григорий Овдиенко и проведение Слетов машинистов. Говорит, что это хорошая идея и возможность увидеться коллегам из разных депо, поделиться опытом, поднять наиболее актуальные вопросы, которые их волнуют.
С Белорусской магистралью связана и судьба супруги ветерана Галины Александровны. Они познакомились еще в 1960-е годы, когда Григорий Львович работал на паровозах. Все началось с того, что из оршанского отраслевого техникума на практику в депо приехала молодая и очень симпатичная девушка. Они познакомились, и взаимная симпатия переросла в сильное чувство. Расписались влюбленные в Минске: ей было 20 лет, ему 25. Чета Овдиенко вместе уже 58 лет – очередную годовщину отметили 5 сентября. Супруга ветерана работала в аппарате столичного отделения диспетчером,
оттуда и ушла на заслуженный отдых. Является почетным железнодорожником. Семья воспитала двух дочерей – Татьяну и Ирину. По стопам родителей пошла Ирина Григорьевна – она работает в государственном предприятии «БТЛЦ». А еще у ветерана две внучки и два внука, подрастает правнучка Агата.
…После того, как Григорий Львович ушел с должности машиниста, он еще 14 лет трудился оператором котельной в депо.
– Недавно мне звонили коллеги.
Сказали, что я самый старший в нашей пассажирской колонне – в феврале отмечу 84-летие, – улыбается ветеран. – Я очень рад тому, как сложилась моя судьба. А всем машинистам хочу пожелать, чтобы поезда всегда ходили графиком, впереди горел зеленый свет, чтобы их встречали и провожали любимые люди, в семьях все было хорошо, а дети, когда подрастали, выбирали почетную профессию машиниста.

Дмитрий ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика