Одна семья, одна профессия
Трудовых династий на Белорусской железной дороге немало. Но есть такие семьи (иначе как уникальными их не назовешь), в которых несколько поколений железнодорожников выбирают одну профессию. Это вызывает особое уважение. Среди них представители Брестского отделения – династия Литвинчук-Клебанюк.
Они были среди участников праздничного мероприятия в Барановичах – чествования трудовых династий дороги, которое прошло под девизом «Судьба дороги в судьбе людей».
– Ехали сюда с волнением, переживали, – не скрывает эмоций механик связи Брестской дистанции сигнализации и связи Михаил Клебанюк. – Все-таки впервые предстояло рассказать о своей семье на дорожном уровне! Хотя все мы обычные люди.
…Первый, кто выбрал профессию железнодорожника, был дедушка Михаила Владимировича Антон Литвинчук (на фото). Он родился 14 июля 1924 года в одной из деревень Дрогичинского района. Окончил школу и поступил в Брестский техникум железнодорожного транспорта. Но учебу пришлось прервать из-за войны. Антон Карпович ушел в армию, был связистом. Воевал в составе 1-го Белорусского фронта. Удостоен медали «За отвагу» (впоследствии и многих юбилейных). Когда война закончилась, продолжил учебу в техникуме. По распределению трудился на станции Береза-Картузская механиком связи.
– В свою работу дедушка вкладывал частицу души, – говорит Михаил Владимирович. – Он был высококлассным специалистом, которого очень ценили и уважали. Авторитетом пользовался и в нашей семье. К сожалению, он совсем немного не дожил до 60-летия, его не стало в 1984 году.
Дело отца продолжили две его дочери, которые также окончили брестский отраслевой техникум. Одна из них, Галина Антоновна, отправилась по распределению на Северную железную дорогу в Архангельскую область. Это было в 1969 году. Зона ответственности – две станции и три перегона. Труд, по ее воспоминаниям, был очень тяжелый: устаревшее оборудование, суровые природные условия… Но полученный опыт пригодился ей в дальнейшем.
Еще в техникуме девушка встретила свою вторую половину – с Владимиром Клебанюком они учились в одной группе. К слову, во время службы в армии, которую проходил на архипелаге Новая Земля, он был связистом.
Впоследствии влюбленные поженились, в 1972 году родился сын Михаил. Спустя три года маму и отца перевели в Дом связи на станции Малорита. Там они работали механиками связи. Галина Антоновна трудилась 15 лет, отец еще дольше. Когда его не стало, на это место пришел Михаил Владимирович. Как дед и отец, работал механиком связи. Это было в 2001 году. До этого железнодорожник успел заочно окончить брестский отраслевой техникум. Вот что значит одна семья и одна профессия! Железнодорожник обслуживает устройства на станции Малорита.
– Наверное, это призвание, – рассуждает Михаил Владимирович. – Всем в нашей семье нравилась эта работа, хотя она и предполагает высокую ответственность. В случае неисправности того или иного оборудования меня могут вызвать в любое время – и днем, и ночью. Оперативность очень важна. И, конечно, надо постоянно повышать свой профессиональный уровень – прогресс не стоит на месте. А от качества связи на дороге зависит очень многое, и прежде всего безопасность движения.
Любовь к технике в этой семье передается по наследству. Не стал исключением и сын Михаила Клебанюка Алексей. Правда, он окончил не брестский, а пружанский техникум, выбрал профессию электрика. И кто знает, каким будет его дальнейший путь после распределения? Отец считает, что парень должен определиться сам. А о том, насколько предана железной дороге его семья, он прекрасно знает.
– Рассказали сыну и о чествовании трудовых династий дороги. Привезли в Барановичи реликвии своей семьи – фотографии и награды разных поколений. Впечатления самые положительные: достойный уровень организации, насыщенная программа, знакомство с коллегами из других отделений… Считаю, что такие мероприятия надо проводить почаще, – улыбается Михаил Владимирович.
Отметил он и коллектив, с которым долгие годы работает. По его словам, это трудолюбивые, дружные и отзывчивые люди, настоящие профессионалы. И добрых слов заслуживает каждый.
Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ