Декабрь
Вт
03
2024

Годы не властны, когда душой прекрасна

Ветеран Жлобинской дистанции сигнализации и связи, защитница Ленинграда Валентина Баранова на днях отпраздновала 90-летие. Но почтенный возраст выдает лишь седина в волосах и трость в руке. Валентина Сергеевна полна оптимизма, любит жизнь, поет песни и с большой радостью принимает гостей.

С юбилеем обаятельную женщину поздравили представители райисполкома и вручили ей Почетную грамоту за активное участие в нравственно-патриотическом воспитании молодежи. Много теплых слов в адрес именинницы прозвучало и от активов районной и узловой ветеранских организаций. Цветы и подарки от коллектива родного предприятия вручили начальник дистанции Константин Дербенев, его заместитель Александр Кондратюк, председатель профкома Наталья Жукова и председатель ветеранской первички Петр Старцев.
Несмотря на возраст, Валентина Сергеевна посещает торжественные митинги, выступает перед школьниками. На лацкане ее парадного пиджака рядом с десятком наград особое место занимает медаль «За оборону Ленинграда». Моя собеседница как никто другой знает цену чистого неба и куска хлеба.
…Ей было всего 9 лет, когда жизнь разделилась на «до» и «после» с началом войны. Первый день блокады Ленинграда, продлившейся в общей сложности 872 дня, она запомнила особенно. 8 сентября 1941 года маленькая Валя чуть не потеряла маму. Женщина торопилась на строительство оборонительных сооружений, когда в небе появились самолеты с черными крестами. Спасаясь от бомбежки, она побежала, не разбирая дороги, и упала в канаву. Открыв глаза, оцепенела от ужаса – в 20 см от ее руки лежал неразорвавшийся снаряд.
– Когда мама вернулась домой, в ее волосах я увидела первую седую прядь, – вспоминает Валентина Сергеевна. – Отец тоже остался в Ленинграде: его из-за инвалидности по зрению не мобилизовали, а направили на абразивный завод «Партизан» работать сторожем. Вместе с ним и младшей сестрой мы дежурили на крыше цехов. Во время налетов немецкой авиации сбрасывали и тушили упавшие зажигательные бомбы. Днем помогали взрослым убирать с улиц умерших – на санках свозили тела в церковь Ильи Пророка. С приходом зимы стало еще тяжелее. Это были просто нечеловеческие условия жизни. Регулярные обстрелы и бомбежки. Ни света, ни тепла. А невыносимое чувство голода буквально сводило с ума. Мука, отруби, льняной жмых – таким был ленинградский блокадный хлеб. Но не этот вкус я запомнила на всю жизнь. Еще осенью отцу досталась шкура лошади. Тогда он ее почистил и сложил на хранение. А в голодную зиму 42-го она нас спасла от смерти: родители отрезали по кусочку и жарили…
Воспоминания о блокаде – это череда печальных историй. Даже день, когда Валентина с родными покинула город, пронизан горечью и трагедией.
– Весной 42-го лед на Ладожском озере растаял, и людей начали эвакуировать по воде. Папа пообещал другу-соседу, что в тылу присмотрит и за его семьей. Поэтому в порт мы прибыли большой группой. А когда подошла наша очередь, оказалось, что на судне свободных мест на всех не хватит, – вспоминает собеседница. – Решили ждать следующее. Это нас и спасло. Отчаливший пароход был уничтожен немецкой авиацией.
Несмотря на все пережитые ужасы, семья Валентины Сергеевны очень любила Ленинград. И после победного мая 1945 года она вернулась в город на Неве. Окончив школу, Валентина сразу устроилась на завод. В 1952 году переехала в Севастополь по месту службы супруга – лейтенанта Евгения Баранова.
– В 1956-м после увольнения в запас мы поехали в Жлобин. Женя часто рассказывал о малой Родине, о родных, о железной дороге, где работала его семья, – вспоминает Валентина Сергеевна. – Как только город освободили, он устроился в дистанцию сигнализации и связи. А через год, когда ему исполнилось 18 лет, ушел в армию. После службы вернулся на предприятие, где более 40 лет отработал начальником мастерских. К слову, свыше полувека машинистом в паровозном депо Жлобин трудился его дедушка Иван Акимович. По стопам отца пошла его дочь – моя свекровь Варвара. Она была телефонисткой в дистанции сигнализации и связи. Почти 30 лет в этой должности отработала и я. Хорошо помню, что первое время там еще использовались коммутаторы местной и дальней связи, а позже построили уже автоматическую телефонную станцию. Более 20 лет в дистанции трудился и наш младший сын Сергей.
Разговаривая с Валентиной Сергеевной, поражаешься ее оптимизму и стойкости духа. На ее долю выпало искалеченное войной детство, горечь потери близких людей. В 2001 году не стало ее любимого Евгения. Золотой свадьбы супруги не дождались всего полгода.
А два года назад железнодорожница похоронила и младшего сына Сергея. Но, несмотря на все тяготы жизни, она никогда не унывает и всех подбадривает. Ее большая радость – три внучки и три правнука. А старожилы дистанции помнят ее и как талантливую рукодельницу – она очень красиво вязала и вышивала. Рукавички, свитера, головные уборы – местные модницы часто обращались к Валентине Сергеевне за обновками. Просто удивительная женщина!

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика