На помощь придет психолог
В современной системе мер по повышению эффективности труда, рациональному использованию трудовых ресурсов, снижению производственного травматизма важная роль принадлежит психофизиологическому отбору. Такой подход имеет особое значение для представителей профессий, чья деятельность связана с возможными экстремальными ситуациями. К таким относится и железнодорожный транспорт.
По данным российских коллег, свыше 50% грубых нарушений безопасности движения связаны с недостаточной профпригодностью локомотивных бригад, получивших низкие оценки психологов, но, несмотря на это, допущенных к работе. Белорусская железная дорога предъявляет очень жесткие требования к состоянию здоровья, теоретической подготовке, психологической и физиологической готовности машинистов и их помощников к работе. Эти профессии по возможным последствиям – одни из самых опасных, что очевидно, если представить тот объем грузов (в том числе опасных), а особенно количество пассажиров, перевозку которых обеспечивает магистраль. Права на ошибку у локомотивной бригады нет. Именно для того, чтобы обеспечить безопасность, и было организовано психологическое сопровождение профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта общего пользования, напрямую участвующих в движении.
Психологическое сопровождение ведется по нескольким направлениям: психофизиологическое обследование и освидетельствование; комплектование рабочих групп по принципу совместимости; оказание психологической помощи; просветительская и обучающая деятельность. В зависимости от целей психофизиологическое обследование может быть первичным, периодическим и внеплановым. При его проведении применяют только те методы и методики, которые регламентированы соответствующими нормативными документами. Кандидаты тестируются на выявление профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности в качестве машинистов и помощников машиниста тепловоза. Так, психолог оценивает работоспособность, стрессоустойчивость, скорость переключения внимания и реакции, готовность к экстренным действиям, сложную двигательную реакцию и ряд других параметров. Кроме того, проводит диагностику личностных особенностей. При периодическом обследовании и прохождении тестов обязательно учитывается специфика вида деятельности.
На основании полученных результатов психолог устанавливает группу профпригодности, которая определяет прогнозируемый уровень эффективности труда специалиста; оценивает функциональное состояние; дает заключение о психологической совместимости работников; при необходимости оказывает компетентную помощь либо направляет на консультацию. Проходить психологическое обследование нужно представителям локомотивных бригад, задействованных во всех видах движения, а также работникам, управляющим специальным самоходным подвижным составом, кранами на железнодорожном ходу, составителям поездов.
В обязанности психолога локомотивного депо также входят анализ нарушений безопасности движения, посещение занятий, участие в совещаниях.
В своей работе он обязан строго соблюдать этические нормы, в первую очередь конфиденциальность, а также принцип «не навреди» и другие, руководствоваться приказами и инструкциями Белорусской железной дороги. Одно из главных направлений деятельности специалиста – психологическая помощь, которая направлена на сохранение профессионально важных качеств, устойчивость к стрессу и устранение отрицательных последствий нервных перегрузок.
Все выше обозначенное востребовано при работе с машинистами и их помощниками, чья деятельность сопряжена с определенными рисками. Одним из таких является наезд на человека, что, учитывая габариты и вес техники, имеет трагические последствия. В такой ситуации помощь психолога не просто важна, а необходима. Как известно, данная услуга за стенами локомотивного депо требует больших финансовых затрат. Штатный специалист способен оказать ее оперативно и провести столько сеансов, сколько потребуется. Важно знать, что негативные последствия от стрессовой ситуации можно устранить, обратившись к психологу.
На современном этапе степень влияния психологической науки на социальные и экономические процессы существенно возросла. Такие специалисты задействованы в самых разных сферах жизни.
На Белорусской железной дороге они есть в каждом локомотивном депо и моторвагонном. В общей сложности психологическому обследованию подлежат 7775 работников магистрали. Психологи давно стали неотъемлемой составляющей общей работы, направленной на обеспечение безопасности движения.
Тимур СТРЕЧЕНЬ,
психолог локомотивного депо Кричев