Победа – за эрудицией
Чей профессиональный багаж и знания истории железнодорожного транспорта оказались крепче стали? Кто виртуозно владеет логикой и точно знает, в каком городе была издана Библия Франциска Скорины? Лучших эрудитов Белорусской магистрали определили на дорожном конкурсе по интеллектуальным играм среди молодежных команд в Витебске. Рассказываем, как это было.
… До начала конкурса остается чуть больше часа, и эрудиты из всех отделений магистрали начинают собираться в Культурно-спортивном центре Витебского отделения, где вот уже более 10 лет по традиции и проходят интеллектуальные игры. Их участников здесь ждут с нетерпением и особой радостью – соскучились, ведь последний раз конкурс в этих стенах проводился два года назад.
В числе первых дорогих гостей – команда из Бреста, они же «Путевые чародеи» («ПЧ»). Ребята в прекрасном настроении и намерены победить. А пока железнодорожники спешат на улицу, чтобы сделать фото (в городе выпал первый снег), хозяева конкурса повторяют ПТЭ и параллельно пытаются решить, как назвать свою сборную. К выбору подходят с юмором – все-таки парни еще и кавээнщики. Но одержит победу «Северная губерния», «Локомотив» или «Норд жесть», мне и вам, уважаемые читатели, удастся узнать только на первом этапе конкурса. Для троих витебских эрудитов (каждое отделение представляет по шесть человек), к слову, он дебютный, еще для двоих – «финальный» и «полуфинальный» (возраст участников турнира – до 35 лет), поэтому молодые люди постараются не ударить в грязь лицом и удержать высокую планку (команда практически всегда оказывалась в призерах конкурса).
Пока ребята упражняются в нейминге, их соперники из Барановичей вовсю репетируют визитную карточку. В этом году сборная выступает под названием «Экспресс» и в измененном составе – 4:2 в пользу новичков. Главная цель железнодорожников – оказаться в тройке сильнейших. А вот команда Минского отделения приехала только за победой. Несмотря на то, что в конкурсе все ее представители принимают участие впервые, они уверены в себе. И название выбрали соответствующее и говорящее – «Поезд Победы». Боевой настрой и у могилевчан. Кстати, в составе их обновленной «Железной дороги» есть даже специалист по защите государственных секретов! Волнения они не испытывают – перенервничали еще по дороге в Витебск. Что, впрочем, не помешало им и теорию повторить, и визитку отрепетировать. У представителей же Гомельского отделения остается последний шанс открыть конспекты, и они его используют. Команда «Полесский экспресс» – украшение нынешнего конкурса. В ее составе, который, к слову, обновился на 90%, сразу четыре девушки. Возможно, это даже рекорд за историю дорожных интеллектуальных игр. Умницы и умники из города над Сожем намерены сделать все, чтобы победить. Да, конкурс обещает быть интересным, динамичным и напряженным.
– Мы постарались помочь участникам справиться с волнением и перед началом игры организовали для всех музыкальную арт-встречу. Кроме того, все желающие могут посетить наш музей истории, расположенный на первом этаже, – рассказывает заместитель директора КСЦ Витебского отделения Арина Яковлева и подчеркивает: – Нынешний конкурс по интеллектуальным играм приурочен к 160-летию Белорусской магистрали, а также Году исторической памяти, что непременно будет отражено на этапах турнира.
И вот игра начинается! По традиции – с «Визитной карточки». К ее подготовке все участники отнеслись творчески, использовали стихи и юмор. Не забыли и про девиз для команды, и символику. Особенно выделились представители Брестского отделения, облачившиеся в сигнальные жилеты ярко-оранжевого цвета (застегнуты на все пуговицы, если что). Они в стиле игры «Что? Где? Когда?» рассказали, «кто сегодня выступает за «Путевых чародеев».
Следующий этап (всего их шесть) – интеллектуальная разминка «Головоломка». В этом турнире эрудиты отвечали на 15 вопросов, тематически связанных как с Белорусской магистралью, так и с железнодорожным транспортом в целом. В каждом задании – по три взаимосвязанных понятия, которые могли быть неправильными вариантами ответа на некий гипотетический вопрос. С помощью логики и ассоциативного мышления командам предстояло определить четвертое, верное понятие. На выполнение одного задания отводилось 30 секунд.
К примеру, ряд «автобус – кафе, теплоход – паб, самолет – бар» нужно было дополнить понятием «вагон-ресторан», а «лиловый дождь, лавандовый иней, фиалковую росу» – «сиреневым туманом». Немногим удалось разгадать, что за словами «тактмаш, руладакать, трельлен» скрывается «пассажир». Лучше других с «Головоломкой» справились интеллектуалы из Витебска: у команды «Северная губерния» 11 баллов. На один меньше – у минских и брестских железнодорожников. Третью позицию заняли могилевчане (9).
Самым волнительным и важным для команд стал третий этап. За поэтическим названием «Мчат по рельсам поезда…» скрывался своего рода экзамен на профессиональное мастерство, который включал 10 вопросов. На обдумывание каждого – не более 30 секунд, за правильный ответ – 2 балла. Что такое пассажирский поезд повышенной длины, какие оповестительные звуковые сигналы подаются локомотивами при встрече поездов на перегонах двухпутных участков… На отлично справиться с испытанием, показав твердые знания ПТЭ, инструкций по сигнализации, движению поездов и маневровой работе, правил охраны труда и не только получилось у минской и могилевской сборных – по 18 баллов. Хорошую подготовку продемонстрировали и витебские железнодорожники: они всего на два балла отстали от лидеров. Замкнули тройку представители Барановичского отделения (14).
На прохождение следующего этапа – эрудит-кроссворда «Мой родны кут, старонка гэта…» (почти все его вопросы – это иллюстрации) – командам отводилось 10 минут. Однако уже меньше чем через 4 барановичские железнодорожники поднимают вверх заполненный лист. «Не торопитесь!», – эмоционально реагирует на это главный болельщик, куратор сборной и методист Культурно-спортивного центра отделения Людмила Кудрук, которая очень переживает за своих подопечных. Достаточно быстро с заданием справляются и остальные участники.
«В следующий раз будет 30 вопросов и одна минута, чтобы на них ответить», – шутит ведущий. Не могут не радовать и итоговые результаты: максимально возможные баллы (это 10) набирают сразу четыре команды – из Барановичей, Минска, Витебска и Бреста. А гомельские и могилевские эрудиты ошибаются лишь раз. Железнодорожники отлично знают, где проходили и какие наиболее значимые события случались в истории Беларуси, и с первого взгляда на картинку определяют, например, изображено на ней принятие Люблинской унии или Грюнвальдская битва. Так держать!
Пятый этап под символическим названием «160 лет. Как это было» заставил эрудитов поломать голову. Он состоял из двух блоков, включавших шесть фото- и два видеовопроса. Первый был посвящен истории становления Белорусской магистрали, второй – ее современному этапу развития.
К примеру, представив фрагмент из фильма «Меня зовут Арлекино», участников попросили ответить, на какой станции проходили съемки данных кадров (спойлер: Поречье). Или озвучить профессию, представителей которой в царские времена называли «господин механик», вспомнить серию паровоза, изображенного на первом варианте знака «Почетному железнодорожнику», определить главное блюдо фирменного поезда «Беларусь» и многое другое.
К слову, ролик с приготовлением «Драников по-беловежски» в вагоне фирменного поезда стал вирусным, попав на официальную страничку Белорусской магистрали в популярном сообществе TikTok. Лучший результат на данном этапе продемонстрировали железнодорожники из Барановичей и Гомеля, опередив соперников из других отделений на два балла – 8.
И, наконец, самый рискованный тур конкурса – «Интеллектуальный магазин». У ведущего – 20 вопросов различной сложности. Но каждая команда сама решала, отвечать или нет. На кону – баллы: верный ответ – плюс один, неправильный – минус один из общей набранной суммы. Чаще других на этом этапе шли на риск брестчане, чем вызвали восхищение не только коллег, но и болельщиков других команд: «Брест жжет! Молодцы!». Не зря, говоря о стратегии игры, ребята отмечали, что смелость города берет. Четыре из восьми попыток – успешны. Так кто же победил?
С разбежкой в один балл к финальному испытанию подошли представители Минского, Витебского и Могилевского отделений: 44 против 43 и 42. Попытки столичных железнодорожников получить дополнительные очки завершились неудачно: они заработали один балл, но потеряли два. Как итог – серебро интеллектуального турнира. Могилевчане рисковали дважды, но ответить верно им удалось лишь раз – они на третьей ступени пьедестала. Стоит отметить, что по итогам всех испытаний команды Могилевского и Барановичского отделений набрали одинаковое количество баллов, но так как на профессиональном этапе лучшими стали могилевские железнодорожники, именно они замкнули тройку призеров. А вот команда Витебского отделения, дав три правильных ответа на завершающем этапе, обеспечила себе победу в конкурсе.
Подводя итоги, председатель жюри – заместитель начальника Белорусской железной дороги Петр Стоцкий отметил, что участники показали хорошую игру и высокий уровень эрудиции. Петр Васильевич посоветовал ребятам уделить больше внимания профессиональной подготовке, а также более глубоко изучить историю и современный этап развития Белорусской магистрали, чтобы в следующий раз продемонстрировать более высокие результаты, отвечая на вопросы соответствующих этапов.
– Мы стремились к первому месту и рады, что достигли своей цели, – отмечают представители команды-победительницы. – Каждый ответственно подошел к подготовке к турниру. Игра была напряженной: минимальная разбежка в очках, частая смена лидера. Однако мы придерживались позиции оправданного риска: лучше выдержать паузу и дать верный ответ, чем потерять баллы. К счастью, удача, подкрепленная, конечно же, знаниями, оказалась на нашей стороне. Сражались до последнего. В итоге все получилось. Секрет победы – в глубоких и обширных знаниях и их постоянном пополнении, умении справляться с волнением и принимать взвешенные решения и немного удачи.
Анастасия
МЕЛЕХОВА