Верны традициям
Порядка 85% территории, обслуживаемой коллективом Жлобинской дистанции сигнализации и связи, оснащены новыми устройствами СЦБ и связи. Особенно красива и символична эта цифра для нынешнего года, когда предприятие празднует 85-летие со дня образования. А победа в отраслевом соревновании за первое полугодие 2022-го стала отличным подарком и ярким свидетельством профессионализма и высокого мастерства местных работников.

Старший электромеханик связи Михаил Крез, электромеханик связи Дмитрий Дербенев, председатель профсоюзного комитета Наталья Жукова, электромеханик связи Максим Александренко, электромеханик связи Петр Ярошевич, заместитель начальника Александр Кондратюк
– Основной объем работ по модернизации оборудования пришелся на последнюю пятилетку, – отметил начальник дистанции Константин Дербенёв. – С учетом электрификации участков до Гомеля и Калинковичей были заменены все устройства ЭЦ и автоблокировки, установлены новые карликовые и мачтовые светофоры, заменена «начинка» всех стрелочных электроприводов (только на территории Жлобинского узла их около 300). На узловых и линейных станциях подключено современное оборудование микропроцессорной централизации, а на перегонах – автоблокировки АВЕ-1 ВС. Изменения коснулись и устройств связи. В прошлом году к Центру управления перевозками Белорусской железной дороги подключили диспетчерский участок Рогачев – Жлобин – Калинковичи.
Обновление аппаратуры и техники продолжается сегодня. Впереди – внедрение МПЦ по направлению к Рогачеву. Современные устройства появятся на станциях Сверково, Рогачев и разъезде Лукское. Подготовительные работы уже ведутся: в 2022 году на участке Жлобин – Рогачев отремонтированы два километра магистральных кабелей.
Удаленная диагностика и мониторинг техники в режиме реального времени, выявление предотказных состояний – это уже стало привычным делом. А 85 лет назад, когда начиналась история дистанции, участки магистрали были слабо оснащены устройствами автоматики. Да и те из-за войны оказались почти все выведены из строя. Однако объемы перевозок росли, а пропускная способность была ограничена. Поэтому в 1951-м на базе Жлобинского подразделения под руководством главного инженера службы сигнализации и связи Владимира Окоркова началась разработка новой полуавтоматической блокировки. Такая система увязывала положение стрелок и сигналов, в том числе выходных, без прокладки дефицитного кабеля. После разработки документации полуавтоматическую блокировку с полярной линейной цепью применили на участке Жлобин – Гомель. А с 1956-го вывели на серийный выпуск и повсеместное внедрение на магистралях Советского Союза.
В 1950 – 1980 годы в Жлобинском районе активно развивали легкую и тяжелую промышленность, строили заводы и комбинаты. Требования к обеспечению безопасности перевозок грузов и пассажиров возрастали. На железнодорожных участках появилась система зависимости стрелок и сигналов, которую через 15 лет сменила блочная маршрутная централизация.
Эпохой технического обновления, освоения новых устройств автоматики, телемеханики и связи, поездной радиосвязи можно назвать конец 1990-х – начало 2000-х. Между Жлобином и Калинковичами были введены в эксплуатацию две системы передачи К60П, заработала цифровая телефонная станция. В 2004 году на станциях участка Жлобин – Рогачев подключили автоматическую блокировку с тональными рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры. Заменены коммутаторы оперативно-технологической связи.
– В 2001-м для диагностики подвижного состава в дистанции появились многофункциональные комплексы технических средств КТСМ. А в нынешнем году мы начали эксплуатировать новейшее оборудование третьего поколения этого типа – КТСМ-03. Первые два комплекта получили прописку на станции Рогачев, – отметил руководитель дистанции. – Как и предыдущие экземпляры, они предназначены для выявления нагрева букс и неисправностей тормозного оборудования в движущихся вагонах. Однако данная модель позволяет в режиме реального времени контролировать прохождение поездов сразу в обоих направлениях. Кроме того, в 2021 году на постах КТСМ-02, расположенных на перегоне Хальч – Салтановка, смонтированы устройства системы контроля температуры рельсов бесстыкового пути (СКТР-01).
В числе профессионалов высокого класса и сам начальник дистанции. Константин Дербенёв в нынешнем году празднует трудовой юбилей – 25 лет. Начинал электромехаником линейно-аппаратного зала, трудился начальником участка, заместителем начальника дистанции по связи, а в 2018 году возглавил коллектив. Награжден знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».
Последние десять лет истории коллектива Жлобинской дистанции сигнализации и связи стали особенно важными для развития всей Белорусской железной дороги. В сентябре 2013-го была завершена электрификация участка Жлобин – Осиповичи, а в 2016-м поезда на электрической тяге начали ездить до Гомеля. Реализация этих проектов потребовала полной модернизации и замены напольных, постовых и других устройств ЭЦ и автоблокировки. Основной объем работы лег на жлобинских специалистов. Тем не менее с поставленными задачами они успешно справились. Высокий профессионализм и ответственное отношение к делу продемонстрировали и в ходе внедрения микропроцессорной централизации на объектах местного железнодорожного узла в декабре 2017-го.
Накопленный опыт жлобинские железнодорожники успешно применяют и на других объектах. Среди тех, кто хорошо знаком с оборудованием не только обслуживаемых станций, но и соседних узлов, – электромеханики Антон Дедуль и Александр Кузеев. Железнодорожники помогали коллегам в переключении устройств МПЦ в Осиповичском, Гомельском и Калинковичском узлах. В 2022 году были задействованы в обновлении инфраструктуры СЦБ на станциях Гомель-Четный и Гомель-Северный. Свою работу мои собеседники считают сложной и очень важной – состояние устройств СЦБ напрямую влияет на безопасность движения поездов. Поэтому с пониманием относятся к напряженному режиму труда и регулярным выездам на линию.
И таких технически грамотных и влюбленных в дело людей в дистанции немало. Коллектив – 191 человек. В зоне их ответственности – свыше 250 км. Это участки от Жлобина в четырех направлениях: до станций Костюковка, Юшки, Красный Берег и Рогачев, а также перегоны Жлобин-Северный – Жлобин-Западный и Жлобин-Подольский – Хальч. К круглой дате коллектив дистанции подошел с достойными результатами. На всех участках введены в эксплуатацию волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Это позволило создать современную помехоустойчивую цифровую сеть связи, обеспечить необходимым количеством цифровых каналов связи.
Все это значительно улучшило качество связи и передачи данных и качество услуг по культуре обслуживания при перевозке грузов и пассажиров. Кроме того, заменены резервные электростанции, позволяющие до восьми часов автономно обеспечивать электроэнергией все станционные устройства СЦБ и связи.
Исправные светофоры и оборудование стрелочных переводов – залог безопасности движения поездов и уверенности в том, что состав не отправится по неготовому маршруту на занятый путь. Поэтому понятие качества для всех причастных – от электромонтера до руководителя дистанции – играет очень важную роль.
– Один из показателей успешной деятельности – уменьшение количества отказов технических средств, – отмечает Константин Дербенёв. – Это достигается своевременным текущим обслуживанием и качественным ремонтом устройств, обучением персонала. Важнейшие функции возложены на специалистов, занимающихся диагностикой, ремонтом и наладкой аппаратуры. Всего в состав предприятия входят пять линейных производственных участков. Регулярно нашу команду пополняют молодые кадры. В нынешнем году это восемь выпускников БелГУТа.
Расширять багаж знаний и изучать передовые технологии им помогают опытные коллеги. Среди них – старший электромеханик связи Михаил Крез и полный кавалер знака «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» электромеханик связи Петр Ярошевич. Несколько десятков лет они посвятили родному предприятию. Все оборудование, которое им приходилось обслуживать, изучили от «а» до «я». А с приходом микропроцессорной эпохи успешно освоили и новую технику. Знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі» отмечены начальник участка СЦБ Олег Гудинский, старший электромеханик Виктор Карабаньков, электромеханик Михаил Голубцов.
Коллектив дистанции неоднократно признавался лучшим среди аналогичных предприятий отрасли и становился лауреатом дорожной премии имени машиниста В. А. Яцкевича. Примером для других железнодорожники могут быть и в сфере рационализаторской, а также культурно-массовой и спортивной деятельности. По итогам прошлого года они стали победителями районного смотра-конкурса на лучшую организацию идеологической работы в трудовых коллективах.
С особым уважением здесь относятся к ветеранам. Многие посвятили большую часть жизни развитию дистанции, за добросовестную работу имеют высокие отраслевые награды.
Высокий уровень мастерства коллектива дистанции и современные технические средства в полной мере позволяют обеспечивать надежность и безопасность грузовых и пассажирских перевозок, высокоскоростную качественную связь. Все это продолжает традиции, заложенные 85 лет назад.
Лидия СЕРГЕЕВА