Трудиться с душой
Сорок два года посвятила стальной магистрали заведующий камерой хранения станции Минск-Пассажирский Ирина Зубенко. И сегодня, оглядываясь назад, она с благодарностью вспоминает всех, кто помог пройти этот долгий профессиональный путь.
Будущая железнодорожница появилась на свет в деревне Полонечка Барановичского района Брестской области и была младшей из пятерых детей. Родители трудились в местном колхозе, но, к сожалению, папа ушел из жизни, когда маленькой Ирине еще не исполнилось 6 лет. Окончив школу, она сделала выбор в пользу магистрали.
Практику проходила на станции Минск-Пассажирский, сюда же вернулась по распределению в 1980-м.
Свои обязанности девушка выполняла с большим удовольствием. Легкий характер, коммуникабельность, открытость помогали ей выстраивать продуктивные отношения с коллегами, руководством, пассажирами. Хотя нагрузка у кассиров была немаленькая, ведь до введения АСУ «Экспресс» билеты они оформляли вручную. Такая работа требовала вовлеченности, сосредоточенности, высокого уровня личной ответственности.
– Необходимо было запрашивать информацию в объединенном дорожном бюро (ОДБ) о наличии свободных мест на требуемый поезд в нужный пассажиру день. Затем перенести эти данные в специальную книжку и в сам билет, рассчитать километраж маршрута и стоимость, – вспоминает собеседница. – Когда я начинала, мы еще использовали счеты, а со временем появились и калькуляторы, что отчасти облегчило наш труд. Каждая касса специализировалась на каком-то определенном направлении (московское, донецкое, прибалтийское и т.д.). Если же она обслуживала внутриреспубликанские перевозки, то в основном выдавала так называемые единичные билеты, где уже были указаны маршрут и стоимость проезда. Оставалось лишь уточнить в ОДБ номер поезда, вагона и места, наложить компостер и рассчитать пассажира. В периоды пиковой загруженности (в предпраздничные и выходные дни) один кассир за смену оформлял до тысячи таких единичных билетов.
– Работа на железной дороге считалась очень престижной, – пояснила героиня публикации. – Поэтому мама поддержала мое стремление освоить профессию билетного, багажного кассира в отраслевом училище № 34 (теперь это Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е. П. Юшкевича).
В 1985 году Ирина Зубенко вышла замуж и через год ушла в декрет. А по возвращении стала задумываться о других вариантах работы с более удобным графиком для молодой мамы. Поиски увенчались успехом.
И даже уходить со станции не понадобилось – Ирине предложили вакансию старшего кладовщика камеры хранения. «Думала, что перехожу временно, а осталась здесь навсегда», – улыбается собеседница.
В ее новые обязанности входило изъятие, оформление и транспортировка неполученного багажа. Если владелец вовремя не возвращался за своими вещами, в присутствии специальной комиссии их изымали из ячейки, составляли опись содержимого, накладывали пломбу, прикрепляли бирку с указанием всей необходимой информации и помещали на длительное хранение (30 суток). Если же и за это время хозяин не объявлялся, по письму руководства станции пассажирская служба давала разрешение отправить данный багаж на дорожный склад реализации. То, что не подлежало продаже, – уничтожалось. Работы у Ирины Ивановны и здесь оказалось немало. Чего только не забывали в камере
хранения пассажиры! Детскую коляску, сумки, даже домашних питомцев! Причем не только вполне традиционных (черепах, декоративных крыс и морских свинок), но и весьма экзотических (таких как пауки-птицееды и специальные тараканы для их кормления).
– К нам также попадают бесхозные вещи, забытые на платформе, на вокзале или в поездах белорусского формирования, прибывающих на станцию Минск-Пассажирский. Вместе с теми, что остаются невостребованными в камере хранения, в среднем в месяц получается порядка 250 единиц такого багажа, – поясняет Ирина Ивановна.
В 1997 году ее назначили заведующим камерой хранения. Зона личной ответственности значительно расширилась. Но и с этими обязанностями железнодорожница прекрасно справилась. Ее компетентность, добросовестность, умение работать с персоналом отмечены такими высокими отраслевыми наградами, как знак отличия «Выдатнік Беларускай чыгункі» и «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» III степени. Ирина Ивановна всегда ощущала себя частью большой и сплоченной команды станции Минск-Пассажирский. Как говорится, прикипела к ней душой.
«Я благодарна каждому человеку, которого встретила здесь – коллегам, руководству, пассажирам. Каждый, пусть кто-то и ненадолго, стал частью моей жизни, чему-то научил, помог стать лучше», – подвела итог нашей беседы Ирина Ивановна.
Инга МИНДАЛЁВА